пятница, 5 августа 2022 г.

ДЕСНА. ВТОРОЙ В СЕЗОНЕ БОЛЬШОЙ СПЛАВ 2021. САЛТЫКОВА ДЕВИЦА - ЧЕРНИГОВ - 13-19 августа 2021. ЧАСТЬ 1

р. Десна

13-19 августа 2021 года

с. Салтыкова Девица - г. Чернигов - 70 км

ЧАСТЬ 1 - Салтыкова Девица - Глузды - 31,5 км - первые 3 дня (НАЧАЛО)

ДЕСНЯНСКОЕ ДЕЖАВЮ СПУСТЯ ДВА ГОДА

Вот и наступило время самого долгожданного и желанного сплава сезона. Наконец-то звезды сошлись, и наша команда спустя два года дружно собралась и решила воплотить в жизнь давно намеченный план – покорить Десну до Чернигова и опять открыть новые для себя места величественной и зачарованной реки. Уже по традиции деснянский сплав планировали на неделю, за которую наметили пройти 70 километров от Салтыковой Девицы, где заканчивали сплав 2019 года, и до окрестностей самого Чернигова. В этом году собрали наш традиционный состав – мы с братом и отцом, и наш друг и несменный компаньон на сплавах Шурик.

На этот раз план был следующим. Точкой сбора у нас был Нежин, куда мы собирались приехать машиной. Шурик добирался сюда рейсовым автобусом Полтава-Чернигов. В Нежине нас встречал мой подписчик  Николай, который предложил оставить нам машину на неделю в гараже его кума и забросить нас на Десну в Салтыкову Девицу. План был очень удобным и логичным, поэтому мы с радостью приняли предложение Коли и наметили выезд из Сум на первую половину дня 12 августа.

На этот сплав решили ехать моей машиной. Несмотря на ее маленькие размеры, благодаря тому, что машинка "универсал", откинули сидушки, оставив место сзади для одного пассажира, и достаточно плотненько, но вполне успешно поместились с тремя лодками, провизией и всеми нашими походными и рыбацкими причандалами.

В 13-30 выехали из Сум и около пяти вечера уже были в Нежине. Благо дорога была отличной и доехали мы достаточно быстро и комфортно. Коля нас уже ждал. Мы быстренько перегрузились к нему в прицеп, попили кофе, поставили в гараж свою машину и поехали за Шуриком на автовокзал, куда он согласно расписанию прибыл в 18-00.

Погрузив вещи Шурика в прицеп, дальше отправились в магазин, чтобы докупить недостающие продукты. Коля сегодня планировал остаться вместе с нами на ночевку и завтра утром порыбачить по месту, поэтому мы снова заехали к нему, погрузили наверх прицепа его лодку и в без десяти семь вечера выдвинулись в направлении Десны в Салтыковой Девице.

К восьми вечера, уже считай на закате, прибыли аккурат на то же место со столиком, где мы заканчивали сплав в 2019-м году. При виде Десны ностальгия пробирала до глубины души...

Спускались сумерки, поэтому мы быстренько разгрузились, оперативно занялись разбивкой лагеря и пока не стемнело отправились дружно за дровами, дабы разжечь костерок и заделать традиционный для первого вечера аппетитный шашлык

К 10-ти часам вечера шашлык был готов. Мы уже порядком проголодались, поэтому с аппетитом поужинали, традиционно отметили приезд и душевно посидели за рыбацкими байками и воспоминаниями до полуночи.

ДЕНЬ 1-й - 13 августа

Нетрадиционно для первого дня, несмотря на ночные посиделки, я решил составить компанию Коле и порыбачить на ранней зорьке. Проснувшись около 5-ти утра, мы машиной поднялись к парому в Салтыковой Девице, собрали снасти и к половине шестого утра начали там рыбалку.

Пошли сразу немного вверх по течению и уже оттуда по туманной реке потихоньку спускались к нашему лагерю.

Хоть утро было очень перспективным для рыбалки, не клевало совершенно, кроме того не обошлось без приключения и я дважды пулей выскакивал на берег по большой нужде, наверное что-то не то вчера съел... Лишь наверное спустя почти 2 часа со старта рыбалки мы увидели первые поклевки.

Только уже после того, как чуть поднялось солнце Коля поймал одного окушка на вертушку, а я три голавлика: одного  более менее годного на 440 грамм и два с ладошку, которых естественно отпустил. Работала блесенка Соло от Шостка Супн.

К половине девятого мы поспешили на берег, где мужики уже собрали лагерь и сообразили легкий завтрак.

Перекусив бутербродами, погрузились в лодки и друг за другом с небольшими разрывами выдвинулись в путь уже после 9-30.

Первый участок представлял собой широкий затяжной меляк в районе пляжа Салтыковой Девицы, приходилось порой даже лодку перетаскивать вброд. Правый берег был чуть глубже и выглядел перспективно в плане голавлиной рыбалки, поэтому туда мы сразу и устремились.

Под деревьям в правом берегу я поймал малыша голавлика и довольно быстро догнал Колю. Он заякорился на меляке и в одной из тишинок поймал очень быстро 3 окушка (которых отдал нам для ухи) и пару щупаков по 400-500 грамм. Он ловил на вертушку. Из-за ветра он порыбачил часов до 11-ти и решил ехать отдыхать, а уже вечером, когда ветер успокоится, порыбачить в своих проверенных местах.

Секретом успеха Коли оказалась вертушка, поэтому я тут же воспользовался его советом. Поставив новую вертушку от Саваж Гир - Ротекс Спиннер № 2 в черной расцветке с желтыми полосками, я с первого же заброса под урез берега поймал щуку под 2 кило.

Колин совет переключиться на вертушки был исключительным! Клев щуки включился как по рубильнику, даже не смотря на то, что дело близилось к обеду и погода была солнечной и ветренной. Под правым бережком зубастая активно кушала мою блесну, не пропускал ее и окушок. Так за достаточно короткое время мне попался сразу один окунек, а потом еще и три разнокалиберных щучки от 240 до 715 грамм.

Потом явно неплохая щука завела в корягу и оторвала мне эту вертушку. Чуть раньше вторую такую же вертушку щука за кило оторвала у Димы. А в целом у него, в отличии от меня, клевало очень плохо, он поймал лишь мелких голавлика и окушка на колебалочки. Тем временем отец поймал неплохого голавля за 400 грамм на Мустанг Минноу от Страйк Про. У Шурика на нахлыст клевало неплохо - он поймал 5 голавлей в среднем по 250-400 грамм.

После обрыва вертушки я решил попробовать среднюю по размеру хендмейд колебалочку от Дмитрия Семилета. Разловил ее я довольно быстро, сразу почти 200-граммовым окунем, а потом щучкой на 300 грамм.

Интересным и запоминающимся моментом в этот день была одинокая художница с этюдником, которая приплыла на дикий пляж на сапборде и рисовала живописный пейзаж красавицы Десны.

Клев стихал, я пробовал в деле разные приманки, в том числе обновки в своей коробке. Так под обрывчиком удалось разловить воблерок от Саваж Гир Гоби Крэнк небольшим окушком.

Время перевалило далеко за полдень, здорово утомлял ветер и гребля на веслах, клев постепенно сошел на нет, да и уловистая вертушка увы потерялась. Мужики, которые ушли вперед, уже присмотрели место для обеда и готовили костер.

Причалили около 14-30 на месте с беседкой по правому берегу, пройдя по маршруту 5,5 км.  На обед готовили макароны с тушенкой домашнего приготовления и салат из помидоров и огурцов. К 15-30 наш  аппетитный обед был готов и мы дружно приступили за трапезу.

После обеда выплыли в 16-20, первым пошел Шурик, потом Дима, за ним я и последним отец. Ближе к вечеру ветер стал утихать, рыбачить стало заметно комфортнее.

Места вокруг выглядели перспективно, но у меня рыбка клевать отказывалась напрочь. Зато у Шурика на нахлыст голавль отзывался исправно.

На спиннинг хищник активизировался уже ближе к закату. Рыбка явно клевала выходами, клев как-то то включался, то резко выключался, ну и важно было подобрать правильный ключик. У меня  было желание разловить обновочки, которые лежали в коробке. Одним из первых я поставил интересный крэнк Дуо Реалис Кренк Мид Роллер. Эта приманочка на Десне реально выстрелила! На нее уже на первых забросах попалась щучка до полкило и хороший заладошечный окушок.

Уже под самый вечер переключился на проверенный в прошлые годы на Десне маленький воблерок Усами Кира и на него заклевало отлично! Поклевок было достаточно, но поймать удалось лишь одного окушка и одну щучку на 700 грамм.

У Димы после обеда зклевало чуть лучше. У него работала колебалочка Соло от Шостка Спун и воблерок Усами Шикима. Так он поймал голавля на 450 грамм, щучку на 600, а также отпускного голавлика и окушка. У отца больше толком не клевало и поймать так ничего и не удалось. У Шурика вечером клев пошел еще веселее, он поймал на вечерней зорьке 11 голавлей, причем вполне мерненьких. На куканах у него было 8 голавлей - он их сегодня решил вечером засолить, самый меньший был 310 грамм, самый больший - 450. Еще 8 пойманных за день он отпустил.

Традиционно Десна нас "порадовала" вечерним прогребом на веслах после заката в долгих поисках места для ночевки. Как ни старались что-то найти более-менее удобное, пришлось остановиться на месте с топким и не совсем удобным выходом по левому берегу уже в 20-15.  Столика там тоже не было, но поляна была более менее нормальной. Получилось, что сегодня за день мы прошли 11 километров.

Так как причалили поздно, то первым делом оперативно поставили палатки, разгрузились и быстренько принялись за костер и готовку запланированной на ужин ухи. Сегодня поймали отличный набор рыбы – щуку, голавля и окуня, поэтому ушичка обещала быть знатной.

К половине десятого уха уже дымилась на костре и готовилась соблюдая все тонкости рецепта под традиционным руководством Шурика. Около 11-ти сели за ужин. Действительно ушичка получилась в лучших традициях – апппетитной и наваристой. За ужином засиделись до полуночи.

ДЕНЬ 2-й - 14 августа

Сегодня был необычный день - в этот день Шурик праздновал свой день рождения, поэтому уже утром он развивался по особенному сценарию. Во первых, после нелегкого первого дня хотелось немного отоспаться, поэтому проснулись уже ближе к 7-ми утра. Погода была солнечной и теплой, как и полагается в праздничный день.

Пока именинник отсыпался, мы на завтрак сделали чай, и любимое блюдо виновника торжества - "мивину" с колбасой.

Около 8-30 утра проснулся Шурик, мы его поздравили и традиционно посидели за завтраком с "Сумской Горобыновой" до 10-ти часов, никуда особо не торопясь.

В принципе мы уже были собраны, поэтому погрузившись в лодки, в 10-15 отчалили. Сегодня первым пошел Дима, потом я с небольшим разрывом и сразу за мной отец. Шурик еще собирал палатку и отчалил где-то минут через 20 после нас уже ближе к 11-ти.

После вчерашних вечерних успехов, я со старта поставил воблерок Усами Кира и уже первыми забросами в меляке под правым берегом в тишинке поймал щучку на 745 г.

До обеда я упирался только в Киру. На нее клевало, но влетала одна мелочь. Так я поймал к полудню 2 мелкощучки по 100-150 грамм и 2 мелкоголавлика до 100 грамм.

У Димы клевало еще хуже. Он рыбачил на микроколебалки, поймал на блесенку Бэй от Шостка Спун одного голавлика до 100 грамм и на селектовскую блесенку Виннер щучку грамм на 150.

Пройдя к полудню всего 1,5 км возле старого затопленного парома в Ковчине сделали остановку для похода за водой. Как выяснилось, запасы воды у нас скудные, одна баклажка исчезла непостижимым образом, во второй как-то образовалась дырочка и она текла. В общем без приключений у нас обычно не бывает... С таким раскладом с двумя "живыми" баклажками запасы воды приходилось пополнять каждый день, а 5-ти - 6-ти литровых баклажек в магазинах по пути увы не продавалось.

Оказалось к магазину путь не такой и близкий, не менее 2-х километров. В магазин ходил я с отцом. Устав с дороги по жаре, там мы взяли и раздавили на двоих литр разливного пивка и еще пару литров взяли на всех к обеду. Воду тоже набрали в магазине. На обратном пути у местной девушки купили домашних помидор и картошки. На поход у нас ушло больше часа. На часах уже было начало второго, поэтому мы решили здесь возле парома уже оставаться и на обед. На обед готовили картошку с тушенкой и пока она готовилась пили пиво.

За вкусным праздничным обедом настроение было лирическим. Продолжать наш путь в жару особо не хотелось, поэтому неспеша пообедав и хорошенько отдохнув сплав мы продолжили уже ближе к вечеру.

Пообедав, выплыли дальше в путь около 16-00, первыми пошли Шурик и отец, дальше мы с Димой.

Я продолжал рыбачить на Усами Киру. На нее рыбка продолжала поклевывать исправно. Так я поймал щучку до полкило и пару мелких голавликов.

На Дуо Реалис Кренк Мид Роллер также влетела примерно такая же щучка. Обеих я отпустил, так как для готовки ужина у нас уже рыба была.

Уже под вечер все на ту же Киру и жакалловский Чаббик поймалось пару мелких окушат и на этом клев у меня сошел на нет.

У Димы клевало неважно и одна мелочь. Так на колеблочки и Усами Шикима он поймал одного микроголавля, одну микрощучку и пару окуньков. Отец также на Шикиму четыре отпускных микроголавлика. У Шурика, в отличии от нас, был отличный клев на нахлыст и к одному утреннему голавлю он поймал еще 14 штук, причем много попадалось мерных от 300 до 600 грамм.

Ближе к закату, как ни странно, клев постепенно утих, мы сплылись лодками и больше времени уделяли поиску места, с чем сегодня нам повезло явно больше, чем вчера. Место нашли зачетное с просторной поляной, столиком и шикарным пейзажем, который открывался с высокого берега. В неторопливом темпе за сегодня прошли всего 7 с половиной километров.

Разгрузившись, поставили наш лагерь и оперативно начали заниматься пионерским костром для готовки праздничной тушеной рыбы в овощах на ужин.

Пока готовилась в углях наша рыбка в течении часа, мы как и вчера занялись засолом голавлей Шурика. В День рождения лобастые снова его порадовали на нахлыст, он поймал полтора десятка, больше половины отпустил, но и для засола немного красавцев порядка полкило плюс-минус забрал.

Ожидаемо ужин получился знатным, как и полагается в праздничный вечер. Настроение было отличным, день удался. Ужинать сели около 11-ти и спустя час разошлись спать.

ДЕНЬ 3-й - 15 августа

Проснулись около 6-15 утра. Пока Дима, отец и Шурик занимались сборами лагеря, я развел костер и принялся за готовку завтрака – традиционной сладкой каши и чая. Утром погодка шептала, было солнечно, комфортно и пока тихо.

Сегодня хотелось выплыть пораньше, поэтому быстренько позавтракали и уже раньше восьми выдвинулись в путь.

Снимая свое отплывание, камеру я оставил на берегу, чем удивил Шурика. Ну за камерой я ясное дело вернулся, а вот кукан с щучкой, оставленный на ночь, досадно забыл и обнаружил это аж через пару часов.

За то, что я оставил на кукане щучку на верную гибель, река видимо на меня обиделись и в первой половине дня, не смотря на идеальную погоду, не подарила мне даже одной толковой поклевки. Дима со старта на шосткинскую Соло в желтой расцветке в пятнах поймал щучку до полкило и мелкого микроголавлика, а на жакалловского Чаббика влетел микрожерешок.

Отцу также удалось поймать микрощучку на Мустанг Минноу от Страйк Про. У Шурика клевало более менее. До обеда он поймал 6 голавлей, причем наиболее приятных за все 3 дня сплава на 700, 450, 340 г и еще троих до 300 грамм он отпустил.

Не смотря на бесклевье, настроение у нас было отличным. Мы с братом и Шуриком втроем сплылись лодками и уже больше искали толковый пляжик для того, чтобы освежиться и искупнуться в реке, жара сегодня была невыносимой. Накупавшись в меляке выдвинулись дальше уже в поисках места обеда.

Ближе к 13-00 дошли до села Горица. Здесь мы с отцом готовили на обед гречневую кашу с тушенкой и  салат. Место отличалось проблемностью с дровами. Пока мы занимались готовкой, Дима с Шуриком пошли в магазин и за водой.

В селе у Димы с Шуриком начались приключения. Оказалось магазин не работает (на табличке было написано - перерыв с 12 до 16), воду тоже было набрать не у кого, на улицах отсутствовали люди. Мужики, уже разочарованные, не солоно хлебавши возвращались назад и по пути встретили местных ребят, которые сказали, что магазин таки работает, нужно просто позвонить в звонок. В общем и водой ребята заправились и баклагу запасную купили, и свежего холодного пивка к обеду.

Пообедав, дальше в путь выдвинулись около 16-00. 38. После обеда вперед пошли Дима и Шурик.

Ближе к вечеру рыбка клевала у меня чуть лучше, у Димы и отца слабо, у Шурика неплохо. У меня вновь поначалу работала Усами Кира, поймав мелких голавликов, микрощучку и микрожерешка.

Дальше я переключился на своего убойного черно-фиолетового Чаббика  от Жакалл и на него начали попадаться голавлики покрупнее, грамм по 300-400.

Уже ближе к закату мелкощучка и один мелкий голавлик мне попались и на поверхностный Чабби ССР. У Димы в активе был один окушок на найденный когда то на Сейму кислотный китайский Чаббик и один микроголавлик на Шикиму от Усами. У отца попался один микрголавлик на Мустанг Минноу. У Шурика в активе после обеда было 13 голавлей неплохого размера по 300-400 грамм,  9 из них он отпустил.

И сегодня у нас снова возникли проблемы с поиском места. На ночевку причалили уже на закате около 20-00 на месте с крайне неудобным высоким выходом, топким берегом, но зато очень классной беседкой. Выносить лодки было, конечно, напряжно, не то слово...

На ужин Шурик жарил рыбу под соусом. К процессу жарки мы как всегда подошли ответственно. Соорудили печь, обеспечив горизонтальность поверхности, натопили угли для контроля огня, потом отфиллировали стейки голавлей, чтобы обеспечить хорошую прожарку мелких костей ну и дальше Шурик приступил собственно к самой жарехе.

Процесс, как всегда, был долгим, рыба жарилась в 4 захода, поэтому ужинать сели уже ближе к полуночи.

Почти половина сплава и намеченного маршрута была позади, сегодня прошли немало – 13 километров. За эти три дня Десна нам подарила достаточно хороший клев. Трофеев было немного, но и отдых, и рыбалка принесли нам море положительных эмоций. Впереди нас ждало еще 4 увлекательных дня путешествия, и мы уверенно шли курсом в направлении Чернигова.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (читайте в ЧАСТИ 2)