четверг, 8 сентября 2016 г.

2016 - ТРЕТИЙ БОЛЬШОЙ СПЛАВ СЕЗОНА. ВЕРХНЯЯ ДЕСНА - КАМЕНЬ - ПУТИВСК. 7 ДНЕЙ - 16-23 АВГУСТА. ЧАСТЬ 3

р. Десна

16-23 августа 2016 года

Камень - Путивск - 63 км - 7 дней

РАДЫ ЗНАКОМСТВУ, ВЕРХНЯЯ ДЕСНА, И ПОГРАНИЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ УКРАИНЫ

ЧАСТЬ 2 (начало читайте в ЧАСТИ 1 и ЧАСТИ 2)

СПЛАВ ПО РЕКЕ ДЕСНА

ДЕНЬ 6-й - 21 августа - Киселевка - за мостом Новгород-Северского - проход 13 км
В шестой день все проснулись пораньше. Одной из причин раннего подъема были разговоры рыбаков на противоположном берегу реки, которые рыбачили на донки с берега. В месте, где мы стояли на ночевку, река здорово сужалась и казалось, что рыбаки говорят не на противоположном берегу, а прям возле палатки. Несмотря на это ребята досыпали до 6 часов. Я же вылез из палатки в 5 с копейками, встретил рассвет, взял спиннинг и решил пройтись по бережку возле нашего лагеря, но поклевок так и не заработал.

Когда я вернулся минут через 40, то уже все проснулись и таки всерьез настроились на раннее отплытие, Дима уже даже палатку сложил. Отец тем временем занимался готовкой овсянки на костре, а Шурик паковал свой рюкзак. Позавтракали, по сравнению с предыдущими днями, тоже достаточно рано - в 7-15 утра.

Уже к 8 утра мы вынесли лодки на воду, упаковали быстренько свою лодку и выплыли первыми, правда потеряли минут 15, так как я забыл на столе на месте нашей ночевки сумочку с телефонами и под нервные недовольства Димы пришлось возвращаться метров 200 против течения.

Сегодня явно был жаркий день и несмотря на то, что было утро, солнышко уже припекало и хотелось купаться. Рыбка у меня пассивничала, а вот у Димы поклевывала. Сначала попадались окушки на Шикиму. Потом на ту же Шикиму поймалась полкилушная щучка. Дима переключился на Салмо Хорнет и поймал на него еще одну щучку чуть меньше предыдущей.

Я не хотел, как Дима, переключаться на Шикиму или другие мелкие воблерки, и сначала твичил щучьи минухи, а потом пробовал джиговать. Сначала это мне не приносило результата, но на одной из ямок небольшую 200-граммовую щучку я таки выджиговал на Кейтеч Свинг Импакт и отпустил домой.

Как раз напротив ямки был отличный пляжик. Здесь нас догнал Шурик, у которого сегодня дела шли вполне нелохо - он поймал нахлыстом десяток небольших голавликов и клевало у него стабильно. Пока еще не начался Новгород Северский, мы решили сделать на пляжике остановку покупаться и помыться. Пока мы купались нас догнал и отец. Он тоже стопорнулся на этой ямке, пока мы купались, и ему здесь улыбнулась удача - он тоже в джиг, но на 14-граммовый кастмастер поймал щучку около 900 грамм.

Искупнувшись, мы пошли вперед первыми, отец с Шуриком еще минут на 10 задержались, отметить поимку отцом щуки, а также сотого на сплаве голавлика у Шурика.

Тем временем незаметно начался Новогород Северский. Хоть мы и плыли вдоль населенного пункта голавлиный клев стал постепенно налаживаться. Работали Чабби Дайвинг, Усами Кира, Шикима, колебалочки.

Обратив внимание, что дома городка по маршруту подходят очень близко к воде, позвонили и предложили отцу здесь сделать остановку и затариться водой, дабы не тащиться наверх с тарой в город  чуть дальше по маршруту, где изначально планировали делать остановку, а потом оттуда тарабанить баклаги. Мы воду набрать не могли, так как вся тара была у отца и Шурика, поэтому завидев интересный искусственно созданный затопленной баржей перекат, решили здесь на быстрине стать на якорь.

Интуиция нас не подвела! Здесь мы попали на такую раздачу голавля, которой у нас еще никогда в жизни не было, правда голавлики клевали в основном небольшие - от 120 до 250 грамм. Зато стоя на якоре, поклевки следовали на каждом забросе. Вперемежку с голавлем влетали и небольшие жерешки около 300 грамм. Иногда были и поклевки типа "отдай спиннинг", но реализовать их не удалось. По приманкам у меня исключительно работала кислотная Кира, Дима сначала ловил на Шикиму, но потом результат получше показала 2-х граммовая микроколебалочка Джакал Теаро.

Течение здесь было просто бешеным. Несмотря на то, что якорь у нас весил около 5-ти килограмм, нас потихоньку сносило и постоянно приходилось пригребаться к перекату. У отца и Шурика, как они не старались, из за легких якорей заякориться и вовсе не получилось здесь. Тут было здорово - каждый из нас поймал до десятка голавликов и по паре жерешков, но нужно было плыть и доганять Шурика с отцом.

По плану была остановка на обед и поход в Новгород Северском в магазин. Как раз по левому берегу присмотрели неплохое дикое местечко со странным бревенчатым столиком, на который видимо предполагалось натягивание клеенки или целлофана. Возле этого места почти напротив в воде несколькими сухими ветками был образован коряжник-перекат, где здорово оторвался на нахлыст Шурик, поймав с точки 16 голавликов. Пока готовился обед, я вышел оббросать эту коряжку с берега, заработал несколько поклевок и одного голавлика на безотказную Киру поймал.

Пока мы готовили обед, Дима переправил на тот берег на лодке отца с Шуриком и они отправились в магазин докупить хлеба, пива, помидоров, майонеза и всяких других мелочей по продуктам. Ходили они около часу. За это время мы  с Димой благополучно справились с готовкой пшеничной каши с тушенкой на обед. Обедать сели около 15-20.

Так как до обеда прошли немного - всего 5 километров, то времени отдыхать особенно не было, по плану хотелось пройти ещё километров 5-6. Поэтому выплыли около 16-00. На месте нашего обеда лежали неплохие поленья, поэтому предприимчивый дима скрутил их в охапку и примостил у нас на носу лодки, так как вечером планировали тушить в котелке на ужин рыбу с овощами в углях, тем более отец для этого поймал неплохую щучку, да и у нас сегодня щучка, окушки и голавлики уже были в улове.

Когда выплыли, оказалось, что забыли купить сок или водичку, поэтому пройдя около километра сделали остановку в центре Новгорода Северского, где Дима с Шуриком быстренько смотались за "Пепси" и мороженым. Я тем временем решил переоснаститься на лайтовую Фаворит Арену и настроиться чисто на голавлиную ловлю.

По пути был по рыбалке совершенно безперспективный участок, зато мы налюбовались от души красивыми пейзажами Новгород Северского с его церквями и соборами.

Потешила весёлая компания, которая сплавлялась на большом туристическом плоту. При том, что они сильно шумели, им удалось в троллинг прямо с плота поймать неплохую щуку.

Клева почти не было... Лишь иногда попадались некрупные голавлики и жерешки.

Вечерело... Мы потихоньку приближались к мосту за Новгород Северским. Так получилось, что Шурик и отец ушли вперед, мы с Димой немного отстали, пытаясь якориться на перспективных коряжниках и перекатах. На одном из перспективных мест, где я хотел кинуть якорь у нас случилась неприятность - каким-то непостижимым образом якорь отвязался с веревки и ушел на дно. Так как еще был день сплава, и хотелось под конец немного поджиговать, терять якорь совсем не хотелось... Поэтому мы долго и нудно сначала отцепом, а потом подсакой пытались найти утонувший якорь, тем более и глубина там была не более 2-х метров. Мучились минут 30 и уже почти потеряли надежду, но я умудрился подсакой ударится об что-то железное на дне! Это могло быть что угодно, но все таки верилось, что там именно якорь. Еще долгих минут 15 мы пытались заподсачить этот кусок железа, и нам это удалось! Это действительно был наш якорь!

А время уже близилось к закату... Отставание от отца с Шуриком составляло не менее часа. Но хоть они и были далеко впереди, все еще оставались на воде, так как пройдя около километра ниже моста, никак не могли найти подходящее место с выходом для ночевки.

Так как мы долго задержались со спасением якоря, то у нас не было выбора и мы изо всех сил налегли на весла и уже когда зашло солнце за горизонт догнали Шурика с отцом и приглядели вроде как неплохой выход по правому берегу, правда без столика и еще там стояла машина, но палаток не наблюдалось. Хозяин машины ходил в забродном костюме неподалеку и бросал спиннинг. Он нас порадовал тем, что он без ночевки и скоро заканчивает рыбалку, поэтому мы можем спокойно занимать место.

Рыбак оказался довольно общительным и несмотря на позднее время мы с ним разговорились, он показал нам свои самодельные приманки, которые работают не хуже оригиналов и рассказал о секретах рыбалки в этих краях. Кроме этого он нам поведал о том, что чуть ниже по течению буквально метров 100 по левому берегу на его рыбацкой точке, где он рыбачит удочкой на леща и язя, есть отличное место со столиком. Мы, не долго думая, поблагодарили рыбака, прыгнули в лодки и погребли туда!

Место и вправду было отличным - под раскидистым дубом располагался отличный столик, вокруг него было кострище с как по заказу вырытой ямой для тушки рыбы, а также замечательные зеленые лужайки для палаток.

Шурик с отцом первым делом раскинули свои палатки и занялись костром, мы же с Димой в скором темпе начали заниматься рыбой - улов на тушку был сегодня вполне нормальным!

Для рыбы сделали по традиции пионерский костер и поставили тушиться. Так как делали все очень оперативно, несмотря на то, что причалили аж в 21-00, ужинать сели чуть раньше полуночи, еще успев немножко покемарить в палатках, пока рыб тушилась часок в костре.

Рыбка получилась как всегда аппетитной и вкусной. Мы хорошо посидели за ужином и в половине первого отправились спать. Завтра нам предстоял завершительный день нашего путешествия и еще 11,5 километров пути. Сегодня же мы прошли тоже немало, да что там немало, больше всего за весь сплав - 13 километров, в  многом благодаря хорошему вечернему прогребу за мостом.

ДЕНЬ 7-й - 22 августа - Новгород-Северский - Путивск - проход 12 км
Следующим утром я проснулся около 5-30 утра, во многом оттого, что почти к нашей палатке вплотную подъехала машина. Оказалось это подъехал вчерашний рыбак, посоветовавший нам это отличное местечко. Сегодня он был с удочкой и приехал на свое закормленное место за лещем. Тем временем я вылез из палатки, поздоровался и познакомился с рыбаком, а также встретил красивенный рассвет!

Анатолий Василич, так звали местного рыбака, сегодня утром показал мастер-класс ловли леща в проводку. За пару часов утреннего клева он не только успел наловить более 5-ти килограмм лещей, подлещиков (или как он их называл - козликов) и язей, а еще много нам рассказать о рыбалке в здешних краях, о приманках, которые он делает сам, о грибах, о своей семье и много-много всего другого. Кроме этого он созвонился с женой и разузнал нам точное расписание автобусов, чтобы отцу завтра добраться без проблем до Камня за машиной.

Так как сегодня нам снова предстоял немалый километраж, собрались достаточно оперативно, приготовив на завтрак чаек и бутерброды.

Разговор с Анатолием Васильевич был интересным и затянулся надолго, поэтому хоть мы и планировали ранний отплыв, отчалить нам удалось лишь к 9-00. Первыми устремились мы с Димой, со старта вооружившись силиконовыми приманками и джигом, намотав на ус все судачьи точки по нашему маршруту, которые описал местный рыбак. Но видимо судак  - не наша рыба, мы заработали по несколько окуневых поклевок и по одному хорошему окуню у нас сошло у самой лодки - у меня на Лаки Джон Баллист 2,9" в фиолете  - окунь грамм до 200, у Димы на Лаки Джоновскую 3-х дюймовую Тиогу в кислоте - горбач под полкило.

Хоть отец с Шуриком и выплыли через полчаса после нас, они нас быстро догнали и обогнали, так как на каждой точке и каждой ямке мы задерживались минут на 15-20.

После того как надоело джиговать, решили переключиться уже после 12 часов на микроколебло и воблерки. При более привычном методе ловле рыбка стала себя проявлять. Первым был окушок около 150 грамм на колебалочку Джакал Теаро у Димы.

Только мы приблизились к Чулатову и некислой "хижине" небезызвестного эксрыбинспектора Ляшенка, как рыбка расклевалась, особенно у Димы.

Наконец-то Диме улыбнулась удача и он поймал первого достойного язька на сплаве до 800 грамм. Снова не подвела Усами Шикима!

Кроме этого понравилась Шикима и более менее неплохой, как для этого сплава, щучке под 800 грамм.

Не обошел этот воблерок вниманием и зачетного 600-граммового лобастого обитателя Десны!

Также попадались окуньки, порой и мерные грамм по 200, и голавлики поменьше. У меня снова клевала одна мелочь и явно похуже, чем у Димы, не помогло даже основательное переключение тоже на Шикиму. Голавлики, конечно, время от времени попадались, но некрупные, максимум грамм на 200-250.

Так мы прошли впадение реки Вить... Отец с Шуриком ушли далеко вперед и остановились на обед у впадающего ручья с уступами подобно горной реке по правому берегу. Так как мы здорово отставали, то мы причалили к ним где-то через час ближе к 14-00. У отца до обеда толкового клева не было - ему удалось поймать лишь 4 мелкоголавлика около 100 грамм, которых он поотпускал. Зато у него была утром мощная хорошая поклевка, но подержав трофей пару секунд, рыб предательски сошел. У Шурика на нахлыст поклевывало вполне неплохо - до обеда он поймал 11 голавликов, но их размер снова не радовал - от 70 до максимум 150-160 грамм, поэтому они все отпускались. Досадным моментом был обрыв уловистого жука, на которого было поймано большинство голавлей на сплаве.

Когда мы с Димой причалили, обед был уже почти на подходе, водичка на костре закипала, оставалось лишь вкинуть макароны и проварить их минут 10, а потом добавить тушенки.

Обедать сел около 15-30. Немного отдохнув, первыми около 16-00 отчалили отец с Шуриком,. Шурик ушел далеко вперед, отец на отличном пляжике чуть ниже места нашего обеда остановился на купание. Мы с Димой еще больше получаса оставались на берегу - я просто отдыхал и писал свой дневник сплава, Дима бросал спиннинг с берега, причем достаточно успешно - заработал несколько поклевок и поймал окунька и голавлика до 100 грамм, которых отпустил.

Мы выплыли с Димой около 17-00. Течение несло хорошо, даже более чем, еще помогал встречный ветер. До точки финиша нам оставалось пройти около 6-ти километров. После обеда вновь отличный клев был у Димы на всё ту же Шикиму и неважный у меня, правда если и клевала рыба, то это была преимущественная мелочь - голавлики чуть больше 100 грамм и окуньки в пределах 50-100 грамм.

Постепенно мы прошли Дробышев, Араповичи и приближались к финишной точке нашего маршрута. Глаз радовали очень красивые деснянские пейзажи с высоким правым берегом и обрывами высотой с девятиэтажный дом.

У меня клев начался уже ближе к самому вечеру, когда я решил переключиться на Смитовский Камион. Попадались на него и голавлики, все такие же, как и раньше до 200 грамм, но чаще воблерок охотно кушал окунь, заглатывая его в самую глотку. Окуньки были в основном тоже небольшие, но иногда влетали и до 200 грамм.

Потихоньку ближе к закату подплывали к Путивску - финальной точке нашего семидневного путешествия - места, где трасса Новгород-Северский - Шостка вплотную подходит к Десне. Нам показалось, что здесь наиболее удобно прыгнуть отцу на маршрутку и добраться до Камня, где мы оставили машину.

Уже когда спряталось солнышко за 200 метров до финишного пляжика, где нас уже поджидали отец с Шуриком, у нас вновь активизировался голавлиный клев. Голавлик был небольшой - грамм 150-200, но клевало здорово, практически на каждом забросе. Особенно он был активный у высокой бетонной стенки, да в принципе и до конца нашего маршрута на этом 200-метровом участке, при забросах в каменистый мелячок, клевал исправно!

Но время уже плавно перевалило за 8 вечера... Пора было причаливать, ставить лагерь, собираться и заниматься готовкой финальной ухи.

Немножко сегодня поймали и для ухи, и чтобы домой привезти, но все равно большинство рыбы мы отпустили, так как она была неприличных размеров, хотя по количеству мы с Димой сегодня наловили до 4-х десятков хвостов, еще 2 десятка Шурик и немного отец, у него после обеда и вовсе почти не клевало...

Пока мы с Димой занимались рыбой, отец с Шуриком поставили лагерь и принялись за костер и готовку ушички, а также собирали свои лодки и вообще вещи в целом, чтобы завтра было быстрее погрузиться и уехать.

В ушичке хоть и не хватало зелени, да и рыбы туда положили немного (хотелось хоть чуть-чуть привезти домой, а то б наши женщины нас не поняли - неделю были на рыбалке и без рыбы вернулись), все равно уха получилась отличной и мы хорошо вечерком посидели напоследок перед отъездом и спать разошлись снова около полуночи.

Спать было достаточно некомфортно, так как рядом, в 10 метрах от палаток была трасса, через которую ночью постоянно проносились машины и казалось, что шум такой, вроде автомобиль несется прямо на палатку. Тем не менее сегодня ночь был теплой, гораздо теплее чем предыдущие, хоть дело и шло к концу августа, мы даже вылезли из спальников, так как реально было жарко.

ДЕНЬ 8-й - 23 августа - Путивск - Сумы - Полтава - отъезд
Восьмой день нашего путешествия был днем отъезда. Это был вторник. По плану отец должен был забрать машину в начальной точке сплава, заехать за нами и мы все вместе поехать домой в Сумы, а Шурик из Сум в Полтаву.

Накануне мы разузнали расписание транспорта, поэтому уже в 5 с копейками утра отец голосовал на трассе неподалеку от палаток и через 20 минут сел на рейсовую маршрутку Шостка - Новгород-Северский, которая минут за 40 домчала его до Новгорода, где отец сразу же пересел на автобус Новгород-Северский - Муравьи, который ходил лишь раз в неделю по вторникам, так что нам повезло. Повезло еще и в том, что отец успел на этот автобус, так как мы рассчитали, что между приездом Шосткинского автобуса и отправлением Муравьевского должен быть зазор в полчаса. Но вышло так, что зазора вовсе не было, так как автобус на Муравьи, который раньше отправлялся в 6-30, с сегодняшнего дня поменял свой график и его отправление теперь было в 6-10. Так что успел отец тютелька в тютельку. Дальше отцу предстояло длительное несколькочасовое путешествие по селам Новгород-Северского района, так как в Камень автобус заходил только на обратном пути. Потом еще полтора километра пути от остановки до двора бабы Кати и около 9-30 отец только выехал по направлению к нам.
Я тем временем проснулся вместе с отцом и решил провести его на автобус. Спать больше не ложился, а взял спиннинг и решил пройтись по бережку по тем местам, где вчера хорошо поклевывал голавлик. Хотел найти лобастого, а поклевывала на Маньячку маленькая зубастая разбойница, причем достаточно интенсивно и жадно, глотая маньячку в самые жабры. Приходилось освобождать щучек и отпускать предельно аккуратно. Голавлик поутру молчал, иногда были поклевки мелких окушков, но они не засекались. Чуть позже, видя что щучка поклевывает и гуляет, причем иногда явно покрупнее чем я ловил, решил чуток укрупниться и поставить Л-миноу 44 от Ю-Зури. На первом же забросе среагировала следующая (уже третья за сегодняшнее утро щучка) - на этот раз чуть больше предыдущих, но все равно шнурок - грамм на 200.

Уже приближаясь к месту нашего лагеря, в самом конце проводки уже  под бережком заработал еще одну плотную поклевочку на Л-Минку - на этот раз это был проснувшийся часам к 9 голавлик, чуть больше 200 грамм.

Отпустив голавлика, сложил спиннинг и пошел собираться, ведь скоро уже должен был подъехать отец. Пока я собирал свои вещи, полчасика побродил по месту со спиннингом Дима и тоже поймал парочку ладошечных окуньков на Шикиму.

К 10-30 подъехал отец, мы уже к этому времени были полностью собраны, поэтому быстро погрузились в машину, перекусили и отправились в путь!

По пути сделали лишь одну остановку в Путивле, заехали в АТБ за водичкой и мороженным, и уже к 14 с копейками были в Сумах на автовокзале и всего чуть-чуть не успели посадить Шурика на херсонский автобус - оказалось он отправился в 14-00, а раньше в расписание он отправлялся в 14-20... Что ж пришлось Шурику брать билет на 15-50 и еще полтора часа ожидать автобус на автовокзале в Сумах.

Попрощавшись с Шуриком, немножко грустные, что сплав закончился и все наши рыболовные приключения на Десне позади, мы отправились домой и уже строили в мыслях планы на будущие сплавы на следующий, а возможно даже и на этот сезон.

ВЫВОДЫ:
Какие у нас общие впечатления от сплава? В целом положительные! Отдохнули замечательно, если не считать, что немного подпортили настроение в начале сплава пограничники. С погодой повезло - было умеренно жарко, дождики были крайне редко. Река довольно интересная, особенно на участке Камень - Роговка, но присутсвуют и пустые участки, которые можно было смело прогребать, причем если на Псле эти участки коротенькие, то на Десне такой участок может тянуться на километры.  Очень произвел впечатление перекат в Новгород-Северском. По рыбе было, честно говоря, слабенько... На Десне хотелось бы получше. Для того, чтобы ловить такую рыбу, как нам попадалась, можно, по справедливости, так далеко и не ехать... Сказать, что не клевало нельзя, ведь клевало и клевало неплохо! Но ловилась в основном мелочь - голавли и окуньки от 50 до 250 грамм в большинстве, щучки и вовсе ни одной за кило не поймали, лишь парочка была до кила и немного чуть больше полкила, а то одни шнурки. Язи, на которых мы так надеялись попадались нечасто и мелкие, был один неплохой, но, увы, один и аж в последний день. Жерешки тоже попадались регулярно, но снова одна мелочь. Меня порадовал лишь один зачетный голавль, мой рекорд на 1,15 кг, который был на всю нашу компанию единственной рыбой за кило. Расстроились, что как ни упирались в джиг, так нам и не удалось поймать судака. По приманкам лучше всего отличилась Усами Шикима, которая ловила всё и всегда. Отлично (можно сказать на втором месте) себя показала Усами Кира. Традиционно хорошо отработал Смит Камион. Также стоит отметить Джакал Чабби Дайвинг, Джакал Чабби и Джакал Паникру МР. У отца хорошо себя показал, как и в прошлом году, Йо-Зури ЗД Флэт Крэнк. Не стоит забывать и о микроколебалках и микровертушках. Из них лучше всего работали 2-х граммовая Джакал Теаро и Маньячка Гедзь. Пробовали и приманки покрупнее, но на них, увы, было глухо как в танке.

Можно уверенно казать, что на Десну мы еще обязательно вернемся, может быть, конечно, на новый маршрут, но река однозначно интересная и очень стоящая для того, чтобы совершать по ней рыболовные сплавы!