среда, 31 августа 2016 г.

2016 - ТРЕТИЙ БОЛЬШОЙ СПЛАВ СЕЗОНА. ВЕРХНЯЯ ДЕСНА - КАМЕНЬ - ПУТИВСК. 7 ДНЕЙ - 16-23 АВГУСТА. ЧАСТЬ 2

р. Десна

16-23 августа 2016 года

Камень - Путивск - 63 км - 7 дней

РАДЫ ЗНАКОМСТВУ, ВЕРХНЯЯ ДЕСНА, И ПОГРАНИЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ УКРАИНЫ

ЧАСТЬ 2 (начало читайте в ЧАСТИ 1, продолжение в ЧАСТИ 3)

СПЛАВ ПО РЕКЕ ДЕСНА

ДЕНЬ 3-й - 18 августа - Очкино - Роговка - проход 12 км
Следующим утром мы с Димой проснулись раненько и еще с вечера присмотрели интересную ямку чуть выше места нашей ночевки. На этой ямке в планах было поджиговать на зорьке и снова попытать счастья у клыкастого - авось, хоть один да отзовется на наши усердные попытки найти к нему ключик.

По паре поклевок, видимо окуневых, мы заработали, но так их и не реализовали и, после получаса бесклевья,  поплыли плавать по месту искать новые ямки-приямки. Таковых мы не нашли, зато умудрились оторвать по монтажу.

Тем временем проснулся и отец и тоже решил поджиговать, но с берега. У него это получилось более успешно, чем у нас - он поймал окуня около 150 грамм на кислотный Лаки Джон Лонг Джон и еще заработал несколько поклевок. Одна из поклевок здорово нас повеселила! Почувствовав вроде как тычок, отец сделал резкую подсечку, удилище согнулось в дугу, соперник на том конце уверенно давил вниз, отец сразу же подумал - вот он судак и начал кричать Диме, находящемуся неподалеку - "Подса-а-а-аку!". Дима помчался за подсакой, но когда он прибежал и начал подводить подсак к предполагаемому улову, "трофей" показался на поверхности и перестал сопротивляться. Трофеем был то ли затвердевший кусок глины, то ли, что вполне возможно, кусок железной руды, выходы которой явно наблюдались у берега. В общем посмеялись от души!

Так как у отца были окуневые поклевки, рядом решил джигонуть и Дима. В результате он наджиговал тоже одного окуня до 200 грамм, что интересно на бесхвостую 3-х дюймовую Тиогу (хвост отгрызла предыдущая поклевка), а кроме этого еще и подцепил оторванный утром монтаж. Я тоже наджиговал с берега наноокунька на Ларву, которого отпустил домой.

К 9-00 проснулся и Шурик, мы закончили свои утренние джиговые похождения и принялись за готовку легкого завтрака - чая и бутербродов.

К 10-00 мы уже собрали палатки, все нарезали и подготовили для завтрака, нашли с трудом местечко с тенечком и сели кушать. Немножко напрягали коровы, которые выпасались непосредственно рядом с нами и так и норовили залезть в наши сумки.

Выплыли снова поздно, даже немного позже чем вчера - без четверти десять. Первым пошел отец, за ним Шурик, мы снова замыкали. Погода была хорошей - тихой и солнечной, правда сегодня было чуть жарковато...

Я со старта решил чуток поэкспериментировать и попробовать соблазнить желанного язя интересным воблерком от Джакал - Паникра МР. Воблерок начал приносить поклевки сразу же, но попадались на него лишь небольшие окуньки и голавлики.

Продолжали о себе напоминать и небольшие жерешки, которым снова больше всего по вкусу приходились Кира и Шикима от Усами.

Мы как раз приближались к перспективным язевым местам на подходе к Пушкарям, которые мне описывал эксперт по этим местам. По его совету упирался и в Чабби Дайвинг и в Паникру, но рыб себя отказывался проявлять, а вот на смитовский Камиончик под бережком на мелячке на границе свала поймался первый на сплаве малыш-язек до 100 грамм. Он, как и предыдущие пойманные сегодня рыбьи дети, благополучно отправился к себе домой.

Дима продолжал упираться в Шикиму. У него клевало отлично, но рыбка была в основном мелкая - голавлики, жерешки и окуньки от 70 до 150 грамм, которые нещадно топились. Из более менее зачетного был лишь один окунь грамм на 250.

На одном секретном язевом местечке, где выходит ручей, решили стать на якорь и поупираться, но кроме зацепов за обильные коряги за минут двадцать поклевок так и не дождались и поплыли дальше. Чабби Дайвинга, который я заведомо поставил с прицелом на язя, я не успел сменить на другую приманку, и только мы спустились метров 50 ниже перспективного места, как я в корягах почувствовал мощную красивую поклевку! Ну думаю - вот она рыба моей мечты! Через полминуты борьбы на поверхности показался отнюдь не язь, а трофейный голавлище весом  1,15 кг, который был благополучно доставлен на борт лодки!

Джазу при вываживании соперник давал не слабо, давил вниз как дядько! В моей рыболовной практике это был пока рекордный голавль. Я вовсе не расстроился, что не удалось найти толком язя, ведь такого голавля ловишь далеко не каждый день!

У отца сегодня тоже был отличный клев, но рыбка (преимущественно голавлик и пару жерешков) была вся нетоварная и редко переваливала отметку 150 грамм, поэтому похвастаться в обед отцу было нечем, хоть он  поймал до полутора десятков хвостов, но куканы были пустыми. По мелкой рыбе у него, как и у Димы превосходна работала Шикима.

Не мог пожаловаться на нахлыстовый клев и Шурик. Он каждый день ставил новые рекорды по количеству - так до обеда он поймал 3 десятка преимущественно некрупной рыбы, в основном голавлики и один язек на 350 г. Кстати сегодня Шурику попалось парочку голавликов и покрупнее, нежели вчера - от 250 до 450 грамм. Шурик тоже практически все выпускал, оставив лишь пару рыбок для ужина.

Так время потихоньку близилось к 15-00, мы подходили к селу Пушкари, где и планировали сделать остановку, дабы затариться заканчивающейся питьевой водичкой и сходить в магазин за хлебом и холодненьким пивком.

Нам подфатило, что как раз там, где село подходило ближе всего к реке, было отличное местечко с беседкой и столиком, поэтому решили здесь не только сделать короткую остановку для похода в магазин, а и приготовить обед.

Для похода в село командировали меня и Шурика, отец с Димой тем временем занимались костром и готовкой макарон с тушенкой на обед.

Село оказалось совсем рядом, нужно было подняться на горку метров 200 и мы уже возле магазина. Люди в селе говорили таким же интересным говором, как и в Камне. Когда мы с Шуриком пришли в магазин, то вызвали у местных неподдельный интерес и нас даже несколько раз пригласили  на День села, который отмечался завтра - 19 августа. Возможно мы бы и приняли приглашение, но из-за своего расслабленного темпа, уже отставали по километражу и нужно было плыть.

В селе мы еще набрали воды в колонке, которая по словам местных чуть ли не лучшая в районе (вода действительно оказалась вкусной), а также пообщались с местной детворой, которая оказалась допытливой вроде местного КГБ, разузнали откуда мы, где работаем, откуда и куда плывем и т.п. А еще их особенно заинтересовала экшн камера у меня на лбу.

Вернувшись из села, обед был уже готов, отец с Димой все накрыли на стол и дожидались нас.

Пообедав, около 16-30 уже было настроились выплывать, но из юга вновь послышались совсем рядом раскаты грома, а из-за деревьев стремительно приближалось темное свинцово-серое облако! Мы едва успели накрыть вещи в лодке целлофаном (хорошо, что взяли с собой два больших целлофана на случай дождя), а сами благополучно укрыться в беседке. С беседкой нам явно очень повезло - ливень был как из ведра, а надежная беседка нам позволила остаться полностью сухими!

Пока мы обедали, на том месте, где мы пришвартовались лодками, загорала и купалась местная бабулька с собачкой. Увидев, какая надвигается стихия и как сверкает и гремит, она нам участливо предложила переночевать у нее на чердаке. Все события явно способствовали тому, чтобы мы оставались завтра на День села, но нам нужно было плыть и мы культурно отказались, тем более дождь прошел быстро - минут за тридцать, и к 17-30, немного дав просохнуть целлофану и собрав все в лодки мы начали готовиться к отплытию. Свинцовая туча благополучно ушла на север...

Первым поплыл Шурик, за ним отец, мы снова были замыкающими. Чтобы сделать разрыв, мы сделали десятиминутную паузу. В это время я побродил с воблерком Джакал Миттс и вертушечкой маньячкой по бережку - заработал штук 5 поклевок, поймал жерешка и пару маленьких окуньков, которых всех благополучно отправил домой.

Только выплыли и рыбка сразу начала проявлять свою активность на вечер после дождя, но преимущественно была мелкой. Так Дима на Шикиму поймал первого для себя на сплаве язька грамм на 200, мне же сперва на ту же Шикиму влетела мелкощучка.

Всю рыбку отпускали, но тут мне попался окунь чуть больше 100 грамм и я решил его забрать для запланированной на вечер жарки. Давай доставать из воды кукан, на котором должны были быть парочка неплохих утренних окуней и трофейный голавль, а его то нет! Веревочка кукана была словно аккуратно срезана ножом... Прям чудеса какие-то! Расстроились из-за того, что и рыба не выживет с куканами, да и без ужина можем остаться, хотя в обед я уже Шурику намекал на то, что хорошо бы попробовать поэкспериментировать с голавлиными стейками, как мы на предыдущих сплавах готовили жереха.

Ну что ж после этого решили в оставшиеся часа полтора рыбалки забирать по рыбе все подряд, чтобы не нарушать традицию рыбного ужина, но как назло клев как обрезало, причем что у нас и отца на спиннинг, что у Шурика на нахлыст.

Погоду тоже крутило непонятно... В далеко иногда гремело, казалось, что дождик может грянуть в любую секунду. А тем временем проплывали красивые места, с высоким правым берегом. Казалось бы, здесь должен быть клев, а его почти не было... Тем не менее для того, чтобы пожарить пяток окуней и парочку голавликов на палочки выручалочки этого сплава Усами Шикима и Усами Кира мы поймали.

К 19-30 начали присматриваться к месту, но мест не было... Не было вовсе... Вроде как был один гусиный пляжик и полянка с тремя деревьями в практически чистом поле, но Шурик был метрах в 500-х впереди и возвращаться по сильному деснянскому течению было бы очень в напряг. Поэтому пришлось становиться вновь на весла.

Так мы прошли на веслах Роговку, несколько раз выходили на берег, но ничего толкового  так и не нашли. Ситуация была похожей на вчерашнюю, только еще хуже, так как мало того, что мест не было, еще и солнце уже давно зашло и на улице стемнело, пришлось даже включать фонарики и плыть по темному.

Когда вроде как показались места с выходами, на них появились и отдыхающие с рыбаками, которые стояли лагерями с ночевкой. Никого не хотелось теснить, но выбора не было и мы втиснулись на небольшом выходе с достаточно уютной полянкой (как мы поняли уже с утра) между двумя палаточными лагерями.

Время уже  перевалило за 22-00, поэтому будучи немножко уставшими и удрученными после ночной гребли и обидной потери улова, решили сегодня с рыбным ужином не морочиться и обойтись лишь бутербродами, поставить лагерь и отправиться спать пораньше.

Благодаря вечерне-ночному марш броску, немножко наверстали упущенное и за день прошли немалый километраж.

Как ни крути, но сегодня день выдался достаточно клевым и многочисленным по хвостам - я поймал 21 хвост, среди которых один неплохой трофей, Дима 25 хвостов, Шурик поставил количественный рекорд дня на сплавах и вообще поймал 38 хвостов, у отца было 17 рыб, но так как потеряли кукан с крупными голавлем и окунями, то на вечер приплыли практически пустыми, ведь зная, что на куканах есть уже хороший улов,  все остальное мы благополучно отпускали назад домой.

ДЕНЬ 4-й - 19 августа - Роговка - Мамекино - проход 8 км
Так как чувствовалась усталость после 3-х дней сплава, утром хотелось хоть чуток выспаться, а кроме этого за пределами палатки уже ранним утром иногда раздавались раскаты грома, присутствовала облачность и явно была угроза грозового дождя.

Я вылез из палатки первым около 7-30 утра. Обнаружил, что полянка, хоть мы ее и выбирали наощупь в темноте, очень уютная.

Кроме этого, увидел, что соседи и с одной и с другой стороны достаточно близко, поэтому стало чуть-чуть стыдно за вчерашние ночные песни, которыми мы могли мешать спать. Оказалось, что наше место находится как раз напротив Роговки на огромном и, судя по количеству рыбаков и плещущейся рыбе, перспективном перекате с рыбацкой точки зрения. Сюда, видимо, приезжали с целью поймать жереха. По противоположному берегу  находился не менее перспективный заливчик, в котором должна бы была обитать щучка.

Вскоре проснулись и отец с Димой, а чуток позже и Шурик и мы принялись за готовку овсянки и чая на завтрак. С юго-запада приближалась туча, постоянно слышались раскаты грома, поэтому мы не торопились и палатки пока не собирали. Но нам повезло - к 10-ти туча прошла стороной, солнышко уверенно заняло позицию на голубом небе и мы стали собираться.

Выплыть снова удалось лишь после половины одиннадцатого. Первым делом проходили интересный перекат, поэтому мы были полны надежд и ожиданий! Отец шел впереди, мы за ним через минут 15, Шурик же задержался на месте, высушивая вещи, и выплыл минут через 40.

Диму сперва порадовала поклевкой щучка, но мелкая, грамм на 150 (снова позарилась на Шикиму), поэтому была отпущена, я же со старта, надеясь на жереха, вооружился сеймовским жереховым убийцей Джакал Чабби Пенсилом. Но жерех молчал, а на Чабби Пенсила поймался лишь один небольшой окунек.

За поворотом Десна здорово расширилась и складывалось впечатление, что чем дальше, тем она становится шире и шире. Пейзаж выглядел однообразно, уныло и совершенно бесперспективно - шел прямой "стол" от берега к берегу с глубиной до полутора метров. Берега и с одной и с другой стороны были в траве без коряг и нависших деревьев. Удивляло лишь то, почему здесь сосредоточено такое большое количество рыбаков, и не только доночников и фидеристов, а и спиннингистов тоже. Но клев я видел лишь у одного рыбака, ловившего удочкой в проводку с лодки - у него был почти полный садок то ли плотвы, то ли красноперки, которая клевала каждые две минуты.

Одна красноперочка грамм на 100 решила клюнуть и у Димы на Шикиму, Шурику на нахлыст тоже попалась парочка красноперых красавиц.

Но в целом до обеда дела шли неважно, на широком участке реки клевал плохо как у нас с отцом, ловивших на спиннинг, так и у Шурика на нахлыст. Каждый из нас до 14-00 поймал по 3-4 рыбки, которых мы почти всех поотпускали - это были окушки грамм по 50, мелкощучки, голавлики до 100 грамм, уже упомянутые выше красноперки.

В час дня мы догнали отца, который стоял под одним из немногочисленных деревьев и бросал спиннинг. Здесь ему удалось заработать парочку поклевок и поймать голавлика. Мало того, тут под деревом был уютный тенечек, а солнышко сегодня пригревало бодро, поэтому уплывать оттуда он совсем не торопился.

В 50 метрах выше дерева мы приглядели местечко с кривым столиком и скамейками. Хоть время и было только чуть больше часу дня, мы решили здесь останавливаться на обед. Тем более и Шурик отставал и его нужно было подождать.

На обед приготовили картошечку с тушенкой, успели наконец-то и мы с Димой искупнуться в реке, а также немного полежать и отдохнуть.

После обеда выплыли чуть раньше 16-00. Первое время места оставались такими же бесперспективными, но когда я переключился на Усами Киру - дело пошло получше и вообще в целом вечерний клев у меня был одним из лучших на сплаве. Сперва меня порадовал поклевкой жерешок грамм до 400.

За ним на ту же Киру через минут 5 взял язенок до 300 грамм.

Поймав язька, вновь решил переключиться на Чбби Дайвинг, но на него заклевал некрупный окунек, который в принципе не хуже жаловал и  Киру. У Димы окунь такого же размера тоже клевал исправно. Дима с приманками не экспериментировал и продолжал ловить на Шикиму.

Ближе к вечеру в районе Лесконог река начала делать повороты, чуть сузилась и стала более перспективной. Здесь свое присутствие обозначил и голавль, правда в основном некрупный 120-250 грамм.

Ближе к 19-00, когда я начал менять ради интереса приманки, проявил себя и окушок побольше той мелочи, которая ловилась сразу после обеда, грамм до 200, который охотно кушал Джакал Панкира.

Так как это была пятница, то количество рыбаков заметно увеличилось. При нашей тихой ловле здорово поднапрягали троллингисты, проносящиеся мимо нас чуть ли не каждые 5-7 минут.

У отца клевало похуже - его порадовал поклевкой лишь 300-граммовый жерешок ипарочка совсем маленьких голавликов. У Шурика сегодня день не задался и он после обеда поймал лишь 4 голавлика и парочку красноперок нахлыстом.

У меня же сегодня дела были лучше, нежели у других и 20 хвостов мелочи в активе против 14 у Димы и 6 у отца. Сегодня немножко рыбы забрали, чтобы устроить вечером традиционную жарку под помидорно-луковым соусом.

Пройдя за день всего 8 километров, на отличном месте со столиком напротив залива, раньше обычного (в 18-50) решили остановиться на ночевку. Увидев хорошее место, решили не испытывать судьбу, учитывая горький опыт двух предыдущих дней. Поэтому решили, что лучше сейчас быстренько оставим лагерь, разберемся с рыбой для жарки и дровами и выплывем порыбачить на вечернюю зорьку.

Стали на место очень удачно, так как через полчаса после нас к месту напротив причалила "конкурирующая фирма" - колоритная компания скорей просто туристов, чем рыбаков, сплавляющейся вчетвером на трех разноцветных лодках. Потом эти веселые ребята плыли параллельно с нами несколько дней.

Пока все сделали, солнышко уже скатилось за горизонт, но мы все таки с Димой решили вооружиться джигом и яркими прогонистыми силиконовыми приманками и поискать здесь судачка - а вдруг у него вечерний жор.

Но все наши старания успехом не увенчались, да еще и яму в темноте нам все никак не удавалось найти, казалось она должна быть ближе к обрывистому берегу, а уже утром выяснилось, что совсем наоборот.

Пока мы плавали, отец заготавливал дрова, а  Шурик жарил под соусом рыбу. Вышло как всегда очень вкусно, правда процесс жарки снова затянулся до глубокой ночи, несмотря на раннее причаливание на ночевку. Плотно насытившись рыбкой, спать отправились около половины двенадцатого.

ДЕНЬ 5-й - 20 августа - Мамекино - Киселевка - проход 8 км
Следующим утром мы с Димой запланировали ранний подъем и таки хотели найти ямку и подобрать к ней ключик и даже пусть и не судака, то хоть окуня и щучку найти джигом. Кроме этого хотелось исследовать залив в плане щучки, протвичив различные минушки.

Проснулись мы в 5-30 утра и уже через 15 минут были на воде. Вначале прошерстили те места, где джиговали вчера ночью, но и утром было здесь пусто. Решили плыть в направлении залива и пока плыли простукивали джигом дно. Поклевок не было, зато мы обнаружили свал в яму и собственно саму яму, которая выходила из залива и шла гораздо ближе к пологому берегу, нежели к обрывистому. Но как мы ни старались, найти на яме рыбу нам не удалось, хоть рыбак на берегу нам рассказывал о том, что вчера троллингисты поймали здесь на яме 10 щук.

Стоя на якоре, обратили внимание, что очень активно под берегом гуяет какой-то хищник. Сразу показалось, что к берегу вышел жировать судак. Мы стали экспериментировать - и силикон разных цветов и размером, и воблера и колебалки - все впустую. Лишь поставив кастмастер и поймав жерешка грамм на 200, я понял, что это гулял отнюдь не судак, а жерех. Но клевать он отказывался, за исключением одного малыша.

Вскоре через 20 минут после нас на яму выплыл и отец с целью поджиговать. Поймать ему так ничего и не удалось, зато он чуть не утопил свой хороший джговый спиннинг. Точнее он его утопил (при глухом зацепе, когда отец подгребался к зацепу, шнур резко натянулся и спиннинг ушел под воду), но благодаря тому, что глубина была небольшой (около 2-2,5 м) и у нас с собой был отцеп мы спиннинг спасли. Нашему отцепу уже можно памятник ставить - не один спиннинг уже спас!

На воде утром нас неожиданно накрыл дождик, который ни один прогноз погоды не передавал. Дождь хоть и был минут 10, но палатки подмочить успел, а это здорово затягивало наши сборы...

Порыбачив до 9 часов причалили на берег. Шурик тем временем уже проснулся и собирался. Мы же занимались готовкой бутеров и чая на завтрак и долго не могли сложить палатку, так как он все никак не хотела сохнуть после дождя.

Позавтракав, собравшись и погрузившись, уже который день подряд выплыли в 10-30 с копейками. Сегодня поднапрягало то, что появился ветер, причем ветерок был неслабый, местами он был попутный, а местами дул в лицо или сносил под какой-то берег, что на большой воде не очень комфортно.

Первый участок выглядел довольно перспективно. Мы часто делали с Димой на ямках остановки на джигование, но с джигом все никак не складывалось. Зато на маленькие воблерочки небольшие голавлики около 200 грамм отзывались исправно. У меня в фаворитах была Усами Кира, Дима начал периодически переключаться на Чаббика, но все равно хоть Чаббик и ловил тоже, Шикима была вне конкуренции, на нее попадалась разная рыба - голавлики, окуньки, небольшие щучки.

У отца до обеда тоже был клев не важным - три голавлика от 100 до 200 грамм - один на 3Д Флэт Крэнк и два на Шикиму.

Когда ветер стал невыносимым, то рыбалка превратилась больше в греблю на весла и к 14-00 мы стали присматривать место для обеда. Но сегодня, как назло, проблема была именно найти место для обеда, то выходы отсутствовали, то вроде и выход был, но не было тени, а на солнце сидеть не хотелось.

В общем причалили на не очень удобном месте, но зато с теньком и достаточным количеством дров и пока Шурик отставал, принялись за готовку макарон на обед. Когда причалил Шурик, выяснилось, что у него тоже дела обстоят по клеву хуже чем в предыдущие дни - 8 голавиков от 70 до 150 грамм и одна красноперка.

Пообедав выплыли в 5 вечера, хотя изначально были мысли переждать ветер, но так случилось, что как только мы выплыли и ветер заметно уменьшился и плыть было достаточно комфортно.

Я менял приманки и толкового клева так к вечеру и не добился, поймав лишь на Салмо Тини мелкую щучку и голавлика, а также окушка и голавлика на Камиончик и Маньячку. Дима же кардинально сменил методику ловли и переключился вечером на микроколебло. На колебалочку Джакал Теаро в черно-золотистом цвете дело пошло, небольшие голавлики стали клевать исправно!

У отца на Шикиму тоже поклевывало, но такая же мелочь. Ему удалось поймать 5 штучек после обеда. У Шурика клев на нахлыст был чуть получше чем на спиннинг по количеству, а по качеству таким же. У него в активе после обеда было 7 голавлят отускного размера. К вечеру были практически без улова, лишь для ушички оставили несколько окушков и пару голавликов около 200 грамм.

К 19-00 по левому берегу обнаружили отличное место со столиком и удобным выходом с песчаной косы и без особых раздумий решили здесь становиться на ночевку. Вдалеке на горизонте уже были видны купола церквей Новгорода-Северского.

Мы с Димой опять решили все сделать быстро и оперативно и по вечерней зорьке поплавать поджиговать по месту. Но пока поставили лагерь, нашли дрова и почистили на уху рыбу, снова выплыть удалось лишь после заката. Ямка была под противоположным берегом интересная, но поймать так ничего и не получилось в который раз, но одну поклевочку на джиг я заработал.

К половине одиннадцатого ушичка в исполнении Шурика уже была готова. Сегодня мы не засиживались и уже к 23-00 отправились по палаткам спать, планируя завтра выплыть пораньше. Впереди по маршруту в нескольких километрах был Новгород-Северский.