среда, 31 августа 2016 г.

2016 - ТРЕТИЙ БОЛЬШОЙ СПЛАВ СЕЗОНА. ВЕРХНЯЯ ДЕСНА - КАМЕНЬ - ПУТИВСК. 7 ДНЕЙ - 16-23 АВГУСТА. ЧАСТЬ 1

р. Десна

16-23 августа 2016 года

Камень - Путивск - 63 км - 7 дней

РАДЫ ЗНАКОМСТВУ, ВЕРХНЯЯ ДЕСНА, И ПОГРАНИЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ УКРАИНЫ

ЧАСТЬ 1 (продолжение читайте в ЧАСТИ 2 и ЧАСТИ 3)

СПЛАВ ПО РЕКЕ ДЕСНА

По традиции на средину или конец августа мы планируем финальный длительный сплав сезона, который всегда хочется посвятить покорению новых наиболее интересных рыболовных и туристических мест. Не стал исключением и август этого года. Сплав запланировали на 7 дней с 16 августа, как раз через пару деньков после того, как я вернулся с морского отдыха, а Дима с Шуриком из Карпат, а точнее Закарпатья, где они воплотили в жизнь свою давнюю мечту - поохотиться за форелью (отчет об этом  путешествии читайте здесь).

Компания на сплав у нас собралась такая же точно, как и в прошлом году - мы вдвоем с братом Димой, наш отец и конечно же Шурик. Предлагали присоединиться к нам и Сане Металлисту, который ездил с нами на предыдущие два длительных сплава, но у него не получалось вырваться по работе.

Маршрут нашего грядущего путешествия в своих мыслях я определил еще с прошлого года, когда после августовского сплава меня здорово впечатлила Десна, только на этот раз, конечно же, хотелось покорить новый маршрут, еще более интересный и перспективный. По рассказам бывалых рыбаков - таким вариантом была верхняя Десна - от границы с Российской Федерацией и до Новгорода Северского, а чтобы добавить полноты ощущений и познакомиться еще с одной новой речушкой, в мыслях был старт нашего маршрута в селе Гремяч Черниговской области возле моста через реку Судость, а далее по этой реке вниз чуть более 10 километров к ее впадению в Десну и уже дальше вниз по Десне еще 60 километров к Новгороду Северскому. Такой маршрут мы должны были в неторопливом темпе пройти дней за 7. Мои идеи поддержал и Шурик, хотя его все чаще в последнее время посещали мысли открыть для себя реку Снов, да и в Карпатах хотелось задержаться на дольше. Дима  и отец тоже были не против варианта сплава именно по верхней Десне. Но нюанс расположения места старта нашего маршрута в непосредственной близости с границей с РФ меня несколько настораживал, поэтому я в случае чего подготовил "план Б" с расчетом начинать чуть пониже (на 20 км) в селе Камень и заканчивать либо возле автомобильного, либо возле ж/д моста через Десну в Пироговке.

Накануне сплава отец подготовил тушенку домашнего приготовления, я сделал карту маршрута, мы с Димой скупились по продуктам и необходимым снастям и в 10 вечера накануне сплава в понедельник встретили в Сумах Шурика, приехавшего к нам из Полтавы. Выезд планировали на завтра на 7-30 утра, надеясь затрамбоваться в нашу Ауди 100.

ДЕНЬ 1-й - 16 августа - Камень - Каменская Слобода - проход 3 км
В день выезда подъем был не особенно ранним - около 6 утра. Отец поехал за машиной в гараж, мы паковали вещи и готовили завтрак.

К 7-45 отец уже был у подъезда и мы благополучно упаковались в машину, хотя забиты были практически под завязку - два больших рюкзака с нашими с братом вещами и вещами Шурика заняли место третьего пассажира, поэтому если бы с нами ехал Саня Металлист со своими вещами и своей лодкой, то влезть в машину было бы явно проблематично.

Выехали в 8-10, заехали по пути сразу в Белополье за кремом для рук, а потом в Шостку за веревкой для якоря и покрывалом в лодку для удобной нахлыстовой ловли Шурику и около 12-30 были в Гремяче.

Первым делом по совету бывалых туристов и рыбаков, которые путешествовали и сплавлялись в этих краях, решили заехать на погранзаставу и отметиться у пограничников, заблаговременно взяв с собой документы. Но, возможно, это сыграло с нами злую шутку, и если бы мы никуда не заезжали, то прошли бы себе спокойно сплавом и никто бы нас не тронул... Ну или просто бы проверили документы... Ну это лирика, а на погранзаставе дело было так. На звонок, расположенный на калитке погранотряда, через несколько минут лениво вышли пара погранцов, молодых ребят-офицеров лет 24-27. Окинув нас скучным взглядом и нехотя выслушав, чего мы хотим, объяснили нам, что мол сложное дело (как у старика Варфоломеича Ильфа-Петрова) и без разрешения высокого начальства, которое должно взять за нас ответственность, ничего не получится. После этих слов мы сразу поняли, что нас не пустят, однако по инерции стали дожидаться результатов звонков и смс-запросов, якобы отправленных командиру погранотряда. Как и следовало ожидать, через час с небольшим старший офицер-старлей, окинув нас надменным взглядом и чувствуя превосходство над четырьмя взрослыми мужиками, бросил нам, проходя мимо, что сейчас дежурный выйдет и скажет результат. Результат оказался вполне прогнозируемым, напечатанным на листке бумаги - вытяг то ли с закона, то ли с регламента погранзоны, по которому он нам долго и скучно объяснял, как нам следовало действовать (за неделю давать запрос и т.д.), а сейчас никак нельзя нам сплавляться от Гремяча (да и до Новгорода-Северского тоже), иначе мы становимся злостнымы нарушителями режима погранзоны и попадаем чуть ли не под уголовную ответственность. Таким образом, граница Родины была защищена от диверсантов, пацаны-погранцы получили моральную сатисфакцию, от души покуражившись над четырьмя простаками, а нам довелось разворачивать оглобли и, потеряв 20 км сплава, время и бензин, ехать ниже по течению, искать другое место старта.

Сначала нам было сказано, что нельзя сплавляться в пределах Гремячского сельского совета, но после часа ожидания результата, оказалось, что весь Новгородсеверский район погранзона и по нему вообще нельзя ни сплавляться, ни рыбачить... Вот кино! Всю жизнь и сумские и черниговские рыбаки ездили спокойно туда на рыбалку, а сейчас вот получается низя...

Ну мы поразмыслили, сидя в машине, прикинули, что если стартонуть в Гремяче, будет рискованно, так как уже засветились, но ехать куда то ниже Новгорода совсем не хотелось, поэтому мысленно послав всех к чертям решили действовать по плану Б, развернулись и поехали назад, а проехав километров 10 повернули в направлении села Камень.

Пока проезжали Каменскую Слободу все было еще более менее - асфальтовая дорога, жилые дворы, людишки время от времени по пути, но когда закончилась Слобода и через полтора километра началось село Камень, то мы в живую увидели картинки из "Сталкера" - ни одного жилого двора, разрушенные покосившиеся хижины, полное отсутствие асфальта, лишь убитая малоезженная грунтовка с ухабами, лужами, которая была едва проходимой для нашей Ауди. Слава Богу ближе к центру села появились и жилые домики, и машины возле дворов и даже некое подобие магазина. Мы вздохнули с облегчением, так как уже закрадывалась мысль, что будет проблемно поставить здесь машину...

Для разведки обстановки зашли с отцом в магазин, где мирно беседовали две бабульки - одна за прилавком, вторая возле него. При немалой площади магазина, полки были практически полностью пустыми, чего было достаточно много, так это мороженного в холодильнике, которое, к слову, мы и купили. Кроме этого пообщались с бабульками, разведали обстановку, узнали, что погранцов здесь на реке сроду не было и вздохнули с облегчением. Очень позабавил говор бабулек - очень своеобразный, с какой то смесью белорусского, украинского и русского деревенского диалектов. Одна из бабулек (как выяснилось баба Катя) охотно согласилась показать нам дорогу к реке (оказалось не все так просто и нужно покрутиться по грунтовкам), а также предложила оставить машину у нее на недельку, за что мы ее отблагодарили сотенной купюрой.  Бабулька же нас заверила, что ее сын долгое время работал в органах в Чернигове и за машину беспокоиться не стоит.

Но до того, как поставить машину, на финальных 200 метрах пути к Десне, нас ожидало еще одно приключение, которое тоже заставило поиграть в крови адреналинчику. Бабулька довела нас до спуска к реке и отправилась топать домой, а мы поехали вниз... Как выяснилось спуск довольно крутой, а дорога то глинистая, еще и дождики накануне шли регулярно... В общем машину начало носить по колеям уже когда мы спускались вниз, а что будет если подыматься вверх даже представить было тяжело... Ну как бы там не было мы наконец-то к 14-15 были на берегу реки, правда не Судости, где мы изначально планировали начинать сплав, а Десны, куда мы должны были доплыть во второй или третий день нашего путешествия. Десна нас встретила облачной и немного ветренной погодой, чуть упавшим уровнем воды и умеренным течением.

Первым делом у нас была разгрузка шмоток, которых, как обычно, оказалось немало... Удивляет уже в который раз то, как умудрялись раньше ездить на такие длительные сплавы общественным транспортом. Ну что ж разгрузились и первым делом качать лодки!

У отца тем временем была задача куда сложнее - нужно было выбраться машиной на гору, тешило только то, что машина была уже разгруженной и должна была легче поддаваться препятствиям при движении вверх. В противном случае либо пришлось бы оставаться здесь и кукарекать, либо искать где-то трактор. Но машина с задачей справилась! Здорово помог полный привод Ауди, а кроме того зимняя резина, которую отец ввиду редких выездов на этой машине в последнее время, забыл поменять на летнюю. Поэтому лишь немного побуксовав в самом верху, автомобиль с поставленной задачей справился! Отец за полчаса успел поставить во дворе у бабы Кати машину и вернуться к нам. Мы уже были накачаны и собраны по снастям, оставалось лишь все погрузить в лодки и отчаливать!

Но первым делом по традиции нужно было отметить приезд! Тем более долгая дорога и приключения в ней как бы намекали на то, что нужно немного расслабиться и отдохнуть перед тем как начинать рыбалку.

Пару слов о снастях, которыми мы рыбачили и в этот день, да ну и в принципе в целом весь сплав. Я, намереваясь на рыбалку и на голавля с язем, и на жереха, и на щучку, и на ловлю джигом, вооружился универсальным комплектом - спиннингом Фаворит Варита с тестом 5-16 грамм, катушкой Фаворит Сапфир 2000-ка со шнуром Санлайн Супер Брейд 5 № 1,0. Дима рыбачил своим основным Фаворит Балансом 3-10 грамм, такой же катушкой как и у меня и шнуром таким же, но чуть тоньше № 0,6. Отец, так как был в лодке один рыбачил 2-мя комплектами - легким и джиговым: Рич Спорт Фишинг Хантер с тестом 3-12 г и Дайвой Инфинити Ку-Джиггер ростовокой 2.40 с тестом 5-20 грамм. Катушки у отца на одном спиннинге Дайва Реврос 2500-ка, на второй бюджетный Тебен ТЕБ 2000, шнур на одной катухе Санлайн Супер Брейд 5 № 0,6, на второй толстый китайский "Посейдон" сечением 0,2 мм. Шурик рыбачил нахлыстовым комплектом, в этих снастях я профан, поэтому производителей и модели не знаю... На этот раз весь сплав Шурик рыбачил исключительно нахлыстом и спиннинг, хоть и брал с собой, но даже не распаковывал.

С отмечанием приезда затянули где-то на часок, задобрили водяного, перекусили и в сплав отправились  около 16-ти с копейками - первым в путь отправился отец, за ним Шурик, мы же с братом замыкали нашу флотилию, так как еще долго пытались компактно затрамбовать в лодку, где плывем вдвоем, целый ворох вещей.

Тем временем погодка явно готовила сюрпризы! Небо все гуще затягивалось облаками, а вскоре солнышко и вовсе скрылось за их пеленой, временами срывались порывы ветра, а с юга явно тянуло дождем... Тем не менее рыбка стала отзываться уже со старта. Крупного ничего не клевало, но мелкий голавлишка охотно позарился на моего Чабби Давинга которого я поставил в надежде на полосатого разбойника и щучку к планируемой вечером ухе.

В то же время почти одновременно со мной первыми голавликами разловились и отец с Шуиком, поэтому не пройдя и километра мы сделали первый питстоп на воде в уютном затончике, образованным кустами, дабы традиционно отметить "По крови"!

Только "отметили" первых пойманных рыб, как мне позвонил товарищ-рыболов узнать о рыболовных успехах, который хорошо знал здешние края и не один раз здесь рыбачил. Самое интересное, что он не знал о нашем сплаве, но вроде как чувствовал и поделился ценной информацией, рассказал о язевых коридорчиках, о местах, где можно смело проплывать и где стоит подзадержаться и поупираться. Кроме этого посоветовал поберечь Чабби Дайвинг, как самую рабочую приманку по язю в более перспективных местах далее по маршруту. Поэтому я переключился на голавлиную вкусняшку - Усами Шикима, которая также не подвела. На Шикиму небольшие голавлята попадались как у меня, так и у брата Димы.

Всех голавликов мы благополучно отпустили, а вот пару-тройку окушков, тоже преимущественно мелких, до 100 грамм, которые вперемежку с голавликами попадались Диме, на вечернюю ушичку забрали.

Собирающиеся отовсюду тучки таки накрыли нас дождиком, который хлынул очень неожиданно и застал нас на воде. Спрятаться на берегу и укрыть вещи мы уже никак не успевали, поэтому дождь пережидали на воде. Слава Богу, дождь был не очень сильным и шел не более 15 минут, поэтому промокнуть нам не довелось.

За первым поворотом Шурику привлекла внимание интересная группа деревьев, которую он прозвал "Стоунхендж". Даже на картах Гугл это место выглядит очень интересно!

Хоть и прошли совсем немного - всего 3 километра, рядом с этим местом сделали остановку, чтобы решить, как быть дальше, ведь было очевидно, что прошедший дождик был только вступлением к спектаклю, который сегодня вечером и ночью нам могла подготовить погода... С юга стремительно надвигалось свинцовое облако, которое периодически озарялось вспышками молний и отзывалось раскатами грома.

Пока держали совет, Шурик с берега показывал Диме мастер-класс забросов на нахлыст, точно ложа жука в намеченную точку!

А мы тем временем решили вернуться метров 100 назад, где мы с Димой присмотрели замечательное местечко со столиком. Там и решили останавливаться на ночевку, даже не смотря на малый километраж пройденный сегодня и всего 18-30 на часах, а ведь можно еще было спокойно часок плыть. Но, увы, погода диктовала другие условия...

Хоть улов был и незначительным - пяток окушков на всех да один двухсотграммовый голавлик пойманный отцом, решили вечером готовить уху, и пока не грянула стихия, оперативно поставили лагерь, сбегали в лес за дровами и принялись собственно за приготовление ужина.

К надвигающейся стихии мы подготовились основательно - и палатки здорово натянули, и целлофан на отцовскую палатку накинули и дровами запаслись впрок для поддержания костра, но туча каким-то образом до нас не дошла и прошла чуток стороной, поэтому готовкой ужина мы занимались в тишине и спокойствии и лишь иногда проблескивали далекие зарницы и где-то далеко-далеко слышались глухие отголоски грома...

Несмотря на малое количество рыбы и некую спешку из-за погоды, уха, в которую кроме индивидуальных Шуриковых секретов - сала, водки и помидора, добавили еще немного сливочного масла, получилась просто обалденной и, несмотря на все сегодняшние неурядицы, настроение было отличным и мы здорово посидели за ужином до полуночи, закончив вечер дружным исполнением национального гимна!

ДЕНЬ 2-й - 17 августа - Каменская Слобода - Очкино - проход 7 км
Утром подъем получился не сильно ранним, так как и мне и отцу, проснувшимся по привычке раньше 6 утра, показалось, что по палаткам стучат вроде как капли дождя, хоть и нечастые. Просыпаться готовить завтрак по дождю и собираться не очень то хотелось, поэтому решили еще немного поспать. Как оказалось дождя не было (возможно он конечно и был небольшой, но глубокой ночью), а звуки капель издавала обильно выпавшая роса - когда я в 7-30 утра вылез все таки из палатки, туман был такой, что видимость не превышала 20 метров.

К 8-00 я разбудил и отца, и пока Шурик с Димой досматривали свои сны, мы с отцом развели костер и приготовили на завтрак овсяночку со сгущенкой.

К 9-ти часам овсянка была готова. К этому времени проснулся и Дима, а Шурик, здорово подустав за вчерашний день, досыпал до победного.

Так к половине десятого мы позавтракали и принялись за сборы, просушку насквозь промокших от росы палаток, рюкзаков, подкачку и загрузку лодок. К этому времени проснулся и Шурик. Сборы у нас затянулись надолго, поэтому выплыть нам удалось лишь в 10-30, отец стартовал минут на 20 раньше. Да ну, честно говоря, и спешки у нас особой не было, так как мы знали, что у нас ушло 20 километров от запланированного маршрута.

Рыбка проявила себя уже на первых забросах. Так Диму порадовала Шикима, на которую он за первые полчаса рыбалки поймал несколько окуней, причем парочка из низ были весьма зачетными - от 250 до 300 грамм.

Мне же со старта рыбалки испортили настроение звонком с работы. Черт меня побрал взять трубку... Нужно было отключить телефон и забить на всех, так как начальству всегда глубоко фиолетово, что ты в отпуске. Конечно к обеду настроение восстановилось, но полдня неприятный осадок присутсвовал...

Ловить, как и Дима на Шикиму, было мне не интересно, хотелось немножко поэкспериментировать с арсеналом приманок. Так вначале поставил маленький Усами Кира в кислотной расцветке, который уже в первые пять минут спровоцировал на поклевку шнурочка, который зацепился снаружи и был благополучно отправлен домой. Я тогда даже не предполагал, что этот волерок станет у меня основным фаворитом сплава.

Не забывали мы и про джиг. На этот раз впервые за все сплавы взяли с собой якорь и здорово запаслись силиконовыми приманками с прицелом на деснянского судака. Хоть товарищ-рыболов, с которым я говорил накануне и говорил, что здесь с судаком было не густо, мы все равно делали остановки на ямках и проджиговывали их, но увы поклевок в основном не наблюдали. Зато на воблерочки в бережке неплохо реагировала щучка. Кушала она охотно и Шикиму у Димы, и Усами Киру у меня. Одна попалась вполне неплохая, очень кстати к предстоящей вечерней тушке с овощами - на 700 грамм, вторая такая же предательски сошла при ловле на джиг - соскользнула с оффсетника пока я пытался ее придержать, снимая вываживание на видео...

Пока мы с отцом делали остановки на джигование по ямкам, нас догнал и задержавшийся на месте нашей ночевки Шурик. У него на нахлыст дела шли еще веселее - клев был стабильным, голавлики клевали регулярно, но в основном отпускные. У нас голавлики поклевывали тоже, особенно у Димы на Шикиму, но нечасто, и совсем неприличные - грамм по 50-70. Отец же поймал 2-х голавлей побольше - от 300 до 400 грамм на более крупный Йо-Зури 3Д Флэт Крэнк.

Погода сегодня радовала! Тучки, присутствующие утром, разбежались, солнышко все больше пригревало, но в меру, ветерок дул, но легкий и попутный. И рыбка периодически радовада своими поклевками. Да чего там говорить - благодать!

Так, к 14-00 мы доплыли до замечательного пляжика с кладочкой. Кроме пляжика, где отец с Шуриком не упустили возможности искупнуться, на месте чуток повыше присутствовала отличная беседка со столиком, поэтому не возникало сомнений, что здесь мы и остаемся на обед!

На обед решили готовить картошечку, которой баба Катя вчера в Камне угостила отца. Картошку хорошо сдобрили тушенкой домашнего приготовления, сделали салатик из свежих помидоров и огурцов и плотно потрапезничали с расчетом насытиться до самого вечера, ведь запланированная на вечер тушенная рыба готовится обычно долго, поэтому ужинать мы садимся ближе к полуночи.

После обеда никуда не спешили и выплыли на вечерний клев ближе к 17-00. Первым пошел Шурик с нахлыстом, за ним отец, а мы, как и вчера вечером, замыкали нашу команду.

После обеда рыбка стала поклевывать еще чуть активнее, чем утром, правда уменьшилась в размерах. Особенно активно клевало у Димы, который консервативно упирался в Шикиму, на которую здорово клевало все подряд - и голавлики, и окуньки, и щучки. Показал наконец-то свое присутствие здесь и жерешок, правда некрупный, как в принципе в основном вся рыба, пойманная после обеда. Так по жерешку до 200 грамм поймали отпустили мы с Димой. И у меня, и у Димы жерешки кушали Шикиму.

Жерешок покрупнее порадовал на нахлыст и Шурика - в нем было около 700 грамм. Фото жереха делали уже вечером у костра.

Но основной рыбкой, которая клевала у Шурика на нахлыст был небольшой голавлик средним весом грамм 120, которых Шурик за день наловил и благополучно отпустил не много не мало - 27 штук. У нас же голавлики тоже ловились, но гораздо реже - Дима поймал чуть меньше десятка, отец полдесятка, я и вовсе одного за день. Зато чаще попадались окушки и если утром у Димы они были весьма мерные, то к вечеру их размер заметно уменьшился и они оправлялись назад домой. Клевали бывало и дуплетами - у меня на Киру, у Димы на Шикиму.

Приятным моментом веечернего клева у Димы была неплохая 800-граммовая щучка,  которая также как и моя утренняя позарилась на маленькую приманочку, только на этот раз на Шикиму. Щучку забрали для вечерней тушки, но когда Дима снимал ее с кукана, то она выскользнула из рук и сама себя отпустила. Ну что ж - пускай растет до трофейных размеров!

Время постепенно перевалило отметку 19-00, потом 19-30... Мы прошли впадение Десенки и село Очкино и стали присматриваться к месту для ночевки. В Десенку заходить (хотя и очень хотелось) времени вовсе не оставалось, солнце село за горизонт, а мест не было, поэтому приходилось подгребаться. На одном из выходов недалеко от Очкино я уже хотел останавливаться - столика, конечно, не было, но присутствовала хорошая полянка, была вырыта ямка и лежала стопка наколотых дровишек - очень кстати к предстоящей тушке. Но кроме стопки дров здесь еще лежала далеко не одна куча коровьих пребываний, поэтому ребята это место забраковали, Дима забрал дрова, мы сели в лодки погребли дальше. А тем временем красиво восходила над горизонтом полная луна...

К половине девятого наконец-то нашли по стороне Очкино кое-какой выход на берег и решили, что больше заморачиваться с поисками не стоит, а то придется и вовсе в лодках ночевать и остаться без ужина. Каждый из нас был сегодня с уловом. Мы с Димой из пойманных на двоих 33 хвостов взяли лишь пару щучек и одного хорошего окуня, отец из 8-ми пойманных - одного голавля и парочку окуней, Шурик   из 28-ми пойманных - лишь одного жерешка.

Это было единственное на сплаве место, где мы ночевали в Сумской области (маршрут вообще интересен тем, что на нем Десна очень часто разделяет две области, будучи границей). Дима, Шурик и отец пришли к выводу, что это было наихудшее место для ночевки на всех наших сплавах - выход был не совсем удобным и топким, палатки стояли практически в открытом поле, уютная полянка отсутствовала, столика и в помине не было, с дровами - очень туго, хорошо, что Дима забрал охапку с предыдущего места...

Но несмотря ни на что мы быстренько поставили лагерь и взялись за готовку тушенной рыбы - мы с Димой за чистку и подготовку рыбы и овощей, отец с Шуриком за подготовку ямки для углей, дрова и костер. За час оперативной и слаженной работы рыба была уже почищена и порезана а посредине нашего места высоко подымался к небу наш пионерский костер, необходимый для хороших углей.

Все равно как ни крути, но пока перегорел костер и подошли угли, пока час готовилась рыба и еще минут 15 настаивалась, кушать сели лишь без четверти 12, успев до этого еще немножко покемарить в палатках. Сегодня за ужином долго не засиживались и спать отправились, докушав отличную рыбу, около половины первого...

КОНЕЦ 1-Й  ЧАСТИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ - ЧАСТЬ 2)