пятница, 13 сентября 2019 г.

ДЕСНА. ТРЕТИЙ В СЕЗОНЕ БОЛЬШОЙ СПЛАВ 2019. МАКОШИНО - САЛТЫКОВА ДЕВИЦА. ЧАСТЬ 2

р. Десна

12-18 августа 2019 года

пгт. Макошино - с. Салтыкова Девица (Черниговская обл.) - 68 км - 7 дней

НЕПРИВЕТЛИВАЯ ДЕСНА И БОРЬБА С ВЕТРАМИ

ЧАСТЬ 2 (Ушня - Салтыкова Девица) - заключительные 3 дня сплава                      (начало в ЧАСТИ 1)

ДЕНЬ 5-й - 16 августа - за Ушней - Кладьковка - проход 11 км
Так как снова засиделись за полночь, то и в этот день отсыпались до 7-ми утра. Кроме того опять по прогнозам погоды на ночь передавали дождь и он реально проморосил, ну а н дальнейшие дни прогноз погоды и вовсе был совсем печальным...

Утром было пасмурно, ветрено, прохладно и казалось дождь может сорваться в любой момент. Облачность висела низко над землей. В общем погода не радовала совершенно, но деваться было некуда, нужно было проходить маршрут, хотя уже чувствовалась усталость и очень в тему была бы дневка...

Тем не менее мы проснулись и стали потихоньку собираться... Я и Шурик, чувствуя дискомфорт от того, что пару дней уже не купались, решили первым делом, не смотря на прохладу, искупнуться в реке. Затем быстренько развели костерок и принялись готовить завтрак, сегодня в планах была "Мивина" с колбаской и чай.

Довольно быстро позавтракав, стали собираться и уже к 9-30 выплыли. На этот раз Шурик был практически не собран, когда мы отчаливали, поэтому здорово от нас отстал. А мы наоборот сегодня торопились, небо не внушало доверия, да и по прогнозам на 15-00 передавали сильный дождь. По километражу мы уже отставали, поэтому нужно было наверстывать упущенное.

Едва выплыли, как уже на первых забросах на твич 13-сантиметрового воблера Уасми Нагината я заработал хорошую поклевку. Был уверен, что схватила щучка, погода способствовала ее активности, но я был крайне удивлен, когда на другом конце шнура показался упитанный голавлик весом более 400 грамм. Ну и аппетиты нынче у лобастого. Причем рыб был засечен тройником в рот, то есть атаковал приманку как положено.

В этот день на реке было реально прохладно, наверное градусов 15. Учитывая ветерок было нежарко даже в курточках, поэтому мы утеплились, одев на себя практически всю свою одежду.

После пойманного в первые минуты рыбалки голавлика, дальше клевало неважно.  Учитывая, что Шурик отстает, мы с Димой  несколько раз делали остановки поджиговать в надежде на судака, особенно нам приглянулся каменистый левый берег около села Воловица. Но увы все наши попытки были безрезультатными.

Уже перед обедом у нас по пути пошел тихий подветренный участок. Мы вновь вернулись к голавлиной ловле. Здесь рыбка немножко поклевывала, особенно у Димы. Так ему попалось на колебалочку Соло и воблерок Усами Шикима несколько неплохих голавлей весом порядка 300-500 грамм.

Проявляла себя здесь и мелкая щучка в пределах 200-300 грамм, но нечасто, и опять же только у Димы. На твич удалось разловить новый воблер Страйк Про Инквизитор в яркой расцветке "клоун", один шнурочек попался на Шикиму.

Но особенно хорошим клев сегодня до обеда был у Шурика, который никуда не торопился. Он отличился жерехом около 800 грамм и 13 голавлями, среди которых были и увесистые дядьки до полкило и более.

На обед стали в 14-00 на козырном месте по левому берегу. Оно находилось на обрыве, но подъем там был вполне удобным. Там присутствовал и столик, вокруг которого были закопаны интересные столбы с высеченными резными лицами разных языческих божеств. С этого места открывался потрясающий вид на Десну, жаль погода была пасмурной...

На обед сегодня готовили картошку с тушенкой. Так, как мы по пути делали несколько остановок на джиг, то Шурик нас догнал достаточно быстро и едва мы поставили картошку на костер, как он уже причалил.

Хоть погода и была ветреной, обедать все таки решили за этим эпическим столиком, открытым всем ветрам, можно сказать в романтической обстановке с шикарным видом на реку.

Пообедав, выплыли в 16-10, первым пошел Шурик, с разрывом минут 10-15 после него, мы с Димой. В этих краях на реке присутствовали рыбаки, которые время от времени гасали туда-сюда на лодках с моторами.

Во второй половине дня у нас с Димой клев особо так и не настроился, но что-то поймать все таки удалось - мне попалось пару голавликов, один на 150 грамм, второй чуть за 300, Дима уговорил на поклевки лобастого до 400 грамм и окушка около 150. У меня работала все та же колебалочка Виннер от Селект, у Димы Шикима от Усами.

Места выглядели очень живописно и казалось бы перспективно, но сегодня был явно не наш с Димой день. Так мы миновали красивую высокую кручу по левому берегу и уже постепенно начинали присматриваться к местам для ночевки, помня проблемы с этим вопросом в предыдущие дни.

Уже ближе к 7-ми вечера, как и вчера, поймался мелкий жерешонок, только в этот раз на колебалочку. К сожалению в этом году крупный деснянский жерех нас игнорировал.

Уже ожидаемо снова к вечеру возникла проблема с местом. Мы приближались к Кладьковке, прошли большой пляж, которые местные именуют "Золотым" и остановились в полкилометре ниже него на месте без столика, но с вполне комфортной полянкой. И все бы ничего, только здесь было, как и на вчерашнем месте, немало мусора. Кроме того вокруг было все засрано, в прямом смысле этого слова, бумажки валялись на каждом шагу, и ходить нужно было осторожно, дабы не вступить в "мину". Примечательно, что это место было ну очень похоже на место крайней ночевки прошлогоднего сплава около Макошино. Причалили сюда снова поздно, уже после заката, около 20-15.

Когда причалили, выяснилось, что самый лучший клев после обеда был у Шурика. К утреннему улову он прибавил еще 8 неплохих голавлей. Конечно, сомнений не было, что сегодня можно уверенно готовить тушенную в овощах рыбу. Да и на засолку Шурику осталось немало.

Не упустили возможность и сделать "правильное" фото с сегодняшним трофеем Шурика.

Обидным моментом было то, что вечером у меня заглючила экшн-камера, поэтому в оставшиеся дня сплав пришлось снимать на мобильный телефон.

На ужин, как и планировали, затушили рыбку в овощах. Получилось еще вкуснее, чем в первый раз. Сегодня ужинать сели пораньше, около 11-ти и спать разошлись уже к полуночи.

ДЕНЬ 6-й - 17 августа - Кладьковка - Хибаловка - проход 12 км
В шестой день проснулись снова отнюдь не на зорьке, около 6-40 утра. Погода настраиваться не спешила, было прохладно, пасмурно, в воздухе ощущалась мелкая морось, такое впечатление, что облачность полностью опустилась на землю.

Пока Шурик отсыпался еще часок, мы с Димой приготовили на завтрак овсянку со сгущенкой, подрезали колбаску и закипятили чай. Завтракать сели, когда уже были полностью собраны, в половине девятого.

Мы с Димой выдвинулись в путь в 9-15. Пока Шурик собирал свою палатку и паковал всё в лодку, мы решили поджиговать по месту, но снова безрезультатно, все закончилось только обрывом одного монтажа и отсутствием поклевок.

Спустя полчаса, уже параллельно с Шуриком, дальше пошли сплавом, переключившись на воблеры. В планах была остановка в Кладьковке для заправку питьевой водой, поэтому шли рядом и большого разрыва между лодками не делали. Учитывая погоду, мы больше упирались поначалу в твич и это принесло свои плоды. Дима довольно быстро поймал щучку чуть более 600 грамм все на того же Инквизитора в ярком цвете "клоун".

Перед остановкой в Кладьковке, в мелком берегу с каменной насыпью, переключился на микроколебалочку, больше с расчетом на голавля. И действительно несколько поклевок я заработал, это были малыш голавлик и  такой же окушок.

Чуть более чем через час после того, как мы выплыли утром, сделали остановку на причале в Кладьковке. Мы с Димкой пошли в село заправиться водой и купили у местной бабульки помидор и лука для того, чтобы вечерком сделать соус к жаренной рыбе. Шурик нас поджидал возле лодок. Вернулись спустя полчаса и двинулись дальше в путь уже около 11-ти.

Застали очень интересный и необычный случай: прям у нас на глазах метрах в 100 касивая косуля переплывала реку, причем очень быстро, чуть ли не со скоростью катера.

Хоть места и выглядели диким и очень перспективными, клев у нас с Димой был не очень. Тем не менее рыбка порой попадалась. Работали сегодня разные приманочки. Так все на ту же колебалочк Виннер мне удалось поймать пару голавликов порядка 250-350 грамм и мелкую щучку, на воблерок Жакал Черри - щучку на 400 грамм и несколько окушков.

У Димы с клевом было похуже, он поймал только несколько небольших голавликов на Шикиму. У Шурика пока также с клевом не складывалось, пока он отличился только 6-ю небольшими голавлями до 250 грамм, которых сегодня он всех поотпускал.

На прямом участке за Кладьковкой довольно долго искали место для обеда. Вроде были и причалы, и выходы, но вот с толковыми лужайками не складывалось. В общем на обед вышли к половине третьего на небольшую, снова очень замусоренную и засранную полянку по левому берегу.

Сегодня обед решили сделать оперативным и приготовили макароны с тушенкой.

После обеда, собравшись и помыв посуду,  выплыли около 16-30.

Во второй половине дня клев у нас был крайне слабым. Я за несколько часов поймал всего одного голавлика до 100 грамм, Дима на разные приманки уговорил 4 небольших окушка порядка 50-100 грамм.

Дело потихоньку близилось к вечеру, опять погода менялась, поэтому стал подыматься ветерок и местами здорово напрягал. Немалые участки с волной приходилось просто прогребать на веслах.

И сегодня вновь была проблема с местом для ночевки. Присматриваться к удобным выходам начали еще с семи вечера, но все тщетно.  Сначала присмотрели место со столиком на обрыве по правому берегу. Здесь вышел осмотреться Шурик, но тут был крайне неудобный выход по обрыву наверх. Чуть дальше, почти напротив, нашли пологий выход по левому берегу, там был хороший пляжик, но до уютной поляны нужно было далеко пилить. Здесь вроде бы таки уже решили становиться лагерем, уже как раз был закат, но Дима пробежался еще  посмотреть места дальше ниже по течению. А тем временем потихоньку прояснялось небо...

В общем почти на километр ниже по течению Дима таки нашел вроде еще одну неплохую полянку, куда мы с Шуриком догреблись на веслах. Место было так себе, снова лужайка была очень засранной. Туда пригребли поти по-темному уже к 20-45.
Шурик тоже вечером поймал немного, но все равно гораздо лучше, чем мы с Димой. У него в активе и сегодня был жерех почти на килограмм и 4 голавля порядка 300-500 г.

Первым делом Дима почистил рыбу для ужина и собрал дров, мы с Шуриком пока ставили свои палатки. Затем снова решили немножко засолить наш улов, а потом начали заниматься жаркой.

Процессом жарки как всегда занимался Шурик, сегодня решили это дело долго не затягивать и ограничиться всего тремя сковородками.

Дима вечером стал себя как-то не совсем хорошо чувствовать, ему тошнило, болела голова, ощущения были, как вроде бы он чем-то отравился. Возможно, это были последствия усталости и хронического недосыпания.   В общем пару часов он пролежал в палатке, но к ужину все таки вышел. К половине двенадцатого ужин был готов, благодаря купленным домашним помидорам, соус для рыбы получился очень сочным и вкусным.

Ужинать сели около 23-45, как всегда, засиделись за разговорами перед финальным днем сплава и спать разошлись снова уже ближе к часу ночи.

ДЕНЬ 7-й - 18 августа - Хибаловка - Салтыкова Девица - проход 9 км
Сегодня был последний ходовой день нашего сплава. Проснулись вдвоем с Димой около 6-20.

Небо утром было абсолютно солнечным, над рекой стоял туман... Красота, да и только... Но уже с самого утра, к сожалению, потихоньку начинал подниматься ветер.

На завтрак сегодня снова приготовили "Мивину", нарезали колбаску и закипятили чай. Шурик проснулся через часа полтора после нас и к 7-30 мы сели завтракать.

Хоть и хотели сегодня выдвинуться пораньше, выплыли все равно поздно около 9 утра, как ни крути, а сборы всегда затягиваются надолго...

Не успели отчалить, как поднялся неслабый ветер. Он дул как раз аккурат с первой же открытой кручи по нашему маршруту, откуда мы и начинали сегодняшний сплав и рыбалку. В общем первые забросы показали, что здесь нормальной рыбалки не получится, поэтому с километр пришлось прогрести на веслах.

Поначалу пробовали утром джиговать, но практически безрезультатно, хотя сегодня у Димы пару раз было что-то похожее на тычки, но мимо. Небо неожиданно полностью заволокло облаками. Ветер свое дело знал... Тучи двигались с большой скоростью, небо то просветлялось, то вновь затягивалось. Перед тем, как отчалить, когда еще было солнышко, мы даже немного разделись, казалось, что уже жарковато... Но проплыв полчаса, поняли, что рано, ветер пронизывал насквозь. Пришлось вновь делать остановку и обратно утепляться.

В первой половине дня, во многом из-за борьбы с ветром, рыбалка не заладилась. Да и клев в целом был вообще никакой. За все утро мне удалось поймать лишь одного голавлишку до 100 грамм, у Димы в активе было три таких же микроголавлика и один жерешенок грамм на 200.

У Шурика тоже сегодня было не густо - всего 5 нахлыстовых голавликов, лишь один из них был грамм 350, остальные до 200, он их всех благополучно поотпускал.

Пройдя несколько километров далее по маршруту у нас была затяжная двухкилометровая открытая круча с встречным ветром. Здесь волны были прям морские, поэтому пришлось вновь активно применять греблю на веслах. Волны захлестывали в лодку и реально качали, как на море...

Миновав эту кручу, начался более менее нормальный участок. Ветерок здесь тоже был, но посадки из деревьев по обеим берегам делали этот отрезок более уютным и тихим. Рыбка тоже стала по чуть-чуть отзываться. Но пройдя буквально метров 300, на обрывистом правом берегу заприметили неплохую поляну. Дальше бороться с ветром особенно не хотелось, тем более благодаря гребле на веслах сегодня прошли уже около 5-ти километров, да и время близилось к половине второго и можно было смело делать остановку на обед.

Сегодня готовили на обед макароны. Без приключений не обошлось - из-за перегоревшего рогачика мы умудрились рассыпать на землю половину макарон из котелка. Но на покушать, слава Богу, осталось достаточно.

Из-за борьбы с ветром на участке с кручей Шурик настолько задолбался, что предложил закончить сплав на несколько километров раньше около парома. Посмотрев на карту, он увидел, что на финальном участок в 3-4 километра река идет строго на северо-запад, то есть ветер нам будет четко в лицо. Учитывая длину этого участка, было не трудно предположить, что оставшиеся километры придется идти на веслах и качаться на волнах. Я был категорически против, во-первых, от предложенного Шуриком места финиша к остановке автобуса нужно было идти вдвоем больше, во-вторых в последний вечер перед отъездом еще хотелось немножко порыбачить... Возник даже небольшой конфликт, но все-таки изучив карту более детально и посмотрев, сколько лишних километров завтра придется пилить с рюкзаками, ежели закончить раньше, решили плыть дальше. Кроме того, и наши тосты за погоду в течении всего сплава и нынешнего обеда, в частности, наконец-то дали желанный результат. Пока мы неторопливо обедали, ветерок постепенно уменьшался, да и волна стихла и уже не казалась такой угрожающей.

После обеда выплыли в 16-10. Первой мыслью было купание, ведь завтра предстояла долгая дорога и в транспорте хотелось ехать чистыми. Дно около места обеда было ну прям очень илистым и купаться мы там не стали, решив пройти на веслах до ближайшего удобного пляжа.  Так дошли полкилометра до парома на веслах, там тоже дно было не фонтан, но деваться было некуда. Тем более и солнышко выглянуло, поэтому нужно было ловить момент.

На вечер ветер совершенно утих. Тот участок, который, как казалось Шурику, будет невыносимым из-за волны и гребли, наоборот оказался абсолютно тихим и интересным в плане рыбалки. Мы шли уже вдоль села Салтыкова Девица, где и планировали закончить наше путешествие. Сработал закон подлости - нам уезжать, а тут погодка настроилась полностью, тучи разогнало, но главное - полностью успокоился ветер. Но хоть на финальном отрезке мы насладились комфортной рыбалочкой. Да и рыбка после обеда поклевывала исправно - я поймал более десятка хвостов, среди них был и голавль на полкило, пру голавликов чуть за 200 грамм и много лобастой мелочи, также был микрожерешенок и немного небольших окуньков для вечерней ухи. Работала у меня только колебалочка Виннер.

Свою рыбку после обеда поймал и Дима. У него в активе была мелкая щучка, неплохой голавль около 400 грамм и окушок.

Но вновь лучше других отличился Шурик. У него в активе после обеда было еще 9 голавлей, причем неплохих, все были в пределах от 300 до 650 грамм.

Около половины восьмого причалили к берегу, не дойдя полкилометра до предполагаемого места финиша. На реке было совершенно тихо и еще хотелось чуток порыбачить, но местечко было ну очень зачетным - здесь был и хороший выход с твердым берегом, и большая ровная лужайка и желанный столик.  Конечно нам предстояло тащить лишние 500 метров рюкзаки, но сходив в разведку к предполагаемой точке финиш и увидев, что там все загажено, да и многолюдно слишком, решили оставаться здесь.

Причалив здесь, мы с Димкой пошли в разведку в село, дабы понять, сколько по расстоянию завтра тащить рюкзаки,  узнать точно, где остановка автобуса и уточнить его расписание. Выяснилось, что путь к остановке немаленький - 1,5 километра, но в тоже время и не критичный. К 8-ми вечера мы вернулись назад, Шурик уже собирался и мыл лодку.

Вечером по традиции сделали финальную уху, собрались и засолили наш улов.

За ужин сели около 12-ти и спать разошлись ближе к половине первого. Завтра нам предстоял ранний подъем.

ДЕНЬ 8-й - 19 августа - ОТЪЕЗД - Салтыкова Девица - Куликовка - Нежин - Сумы (Полтава)
Утром проснулись в 4-30, собрались и пошли пешком с нашими рюкзаками на первый автобус Салтыкова Девица - Куликовка на 6 утра. Шмотки еле дотащили перебежками, возвращаясь назад по несколько раз. Особенно тяжелым грузом был 14-килограммовый засолочный пакет Шурика.

Когда грузились, у нас произошел неприятный казус. Едва сели в автобус и выдвинулись, как обнаружили, что забыли в траве тубусы со спиннингами. Хорошо, что отъехали недалеко -  выскочил из автобуса и побежал за ними. Хотя, как выяснилось, автобус возвращался тем же путем, проезжая эту же остановку, где грузились мы. В общем тубусы Димка забрал раньше меня... Этим автобусом мы приехали на ж/д станцию Куликовка, где быстро в течении 5-10 минут пересели на электричку, которой за 20 грн с человека доехали до Нежина.

В Нежине были  около 7-ми утра. Там думали сразу перенести вещи Шурика на автовокзал, а сами сесть через час на поезд до Конотопа. Выяснилось, цена билета на поезд до Конотопа аж 130 грн, поэтому решили подождать еще час электричку, цена которой была всего 13 грн. В Нежине вымотались с переноской вещей через переходы туда-сюда, так как пути через рельсы были огорожены.

Были мысли перекусить и подождать поезд на ж/д вокзале, но все скамейки на перроне были заняты, поэтому решили отнести вещи Шурика на автовокзал и ждать свою электричку уже там в теньке на скамейке. Тут мы как раз и вполне комфортно перекусили. На автовокзале  Шурик взял билет на Полтаву, его проходящий автобус Чернигов-Полтава был аж в 15-30, поэтому пришлось хорошенько подождать.

В 11 с копейками мы вернулись на ж/д вокзал, вновь таская рюкзаки через переходы. Там сели на электричку до Конотопа, куда доехали чуть больше, чем за час. Там достаточно быстро пересели на маршрутку на Сумы и уже около 15-00 были на автовокзале, где нас встреча отец. Шурику предстоял долгий путь домой около 300 километров, поэтому он домой попал уже ближе к 10-ти часам вечера.

ВЫВОДЫ: Отдых как всегда удался на славу. С удовольствием разведали новые места, которые в целом показались очень интересными и перспективными, хотя Десну в принципе можно назвать рекой достаточно однообразной, то есть пейзажи здесь постоянно повторяются. С рыбалкой у нас с Димой было, честно говоря, слабенько. Наверное наихудший результат по Десне за все наши сплавы на этой реке. На покушать ловили, но хотелось бы большего. Ни у меня, ни у брата не было ни одной рыбки более кило. И ЭТО ЗА НЕДЕЛЮ! Не было жереха, хоть мало-мальски похожего на рыбу, щучки тоже мало и небольшая, снова совсем не срослось с судаком, непонятно куда подевались жирные деснянские окуня. Ну а может, мы рыбаки такие... Потеряли квалификацию... Но голавль в целом поклевывал, особенно у Шурика на нахлыст. Гигантов не было, но голавли весом 400-700 грамм были нормой. Было у него в прилове и пару околокилушных нахлыстовых жерешков. Да и у нас на спиннинг, особенно на колебалочки, голавль поклевывал, были и неплохие экземпляры. Возможно если бы погода была получше и, особенно, если бы не допекал ветер, то результат бы был гораздо ярче! Но сам процесс сплава получился в лучших традициях - и маршрут прошли успешно, и рыбных деликатесов много разных покушали, и отлично провели время в дружной компании единомышленников.