среда, 5 июля 2017 г.

24-30 июня 2017 года

с. Рыжевка - с. Чумаково - 7 дней - 42 км

ПОКОРЕНИЕ УКРАИНСКИХ ВЕРХОВИЙ ЛЮБИМОЙ РЕКИ СЕЙМ

ЧАСТЬ 1 (продолжение читайте в ЧАСТИ 2)

Вот и приблизилось лето, быстро пробежали июньские деньки, насыщенные работой, и подошло время нашего традиционного сплава в конце июня. Уже по традиции решили остановить свой выбор на реке Сейм, по которой в июне месяце мы сплавляемся уже несколько сезонов к ряду. В этом году решили не повторять уже проверенные, но при этом очень интересные места, а покорить единственный не пройденный нами украинский участок реки Сейм - от границы с Россией (села Рыжевка) и до путивльского моста близ села Чумаково. Места от Клепал и ниже были уже нам знакомы ранее, от Песок и до Клепал мой брат с отцом тоже как-то сплавлялись, а вот участок от границы и до Песок нам был совершенно незнаком, о нем мы были только наслышаны по рассказам бывалых рыболовов.

После общения с сумскими ребятами, поведавшими о интересном майском сплаве в этих краях, который порадовал как немногочисленными, но зато  трофейными голавлями,  язями и жерешками, а также особенно активными окунями и щучками, решили все таки посетить и мы данный участок. Предварительно согласовав свои желания и намерения с Шуриком, окончательно определились, что в последнюю неделю июня будем сплавляться от Рыжевки, ориентировочно, до Чумаково, а там уже как пойдет.

На сплав собирались ехать втроем  - мы с братом и Шуриком, а на первые пару выходных дней к нам собирался еще присоединиться отец. Также с нами собирался ехать Серега, который составил нам отличную веселую компанию на майском сплаве по Пслу на Полтавщине, но по своим семейным вопросам у него, увы, не получилось. Отец, решив свои рабочие вопросы, смог сплавиться с нами чуть дольше, чем планировал и выделить для сплава 5 дней.

Сборы у нас были достаточно суетливые, так как на работе накануне сплава по уважительным причинам задержались почти до 8-ми вечера, поэтому Шурику, приехавшему к нам из Полтавы, даже пришлось немного нас подождать... А потом впопыхах почти ночью мы бегали скупляться, паковали рюкзаки и сумки и спать улеглись далеко за полночь...

ДЕНЬ 1-й - 24 июня - Рыжевка - проход 5 км
Первый день был днем приезда на место. Изначально по плану у нас был ранний выезд, заброска к месту, а потом быстрый марш-бросок в Белополье, чтобы там оставить машину и на 8 с копейками успеть водителю на Рыжевский автобус, и как раз подоспеть к остальной уже собранной команде с накачанными лодками.

Но все сложилось далеко не так, как планировалось. Выехали мы все таки достаточно рано, уже к 5-ти утра я взял на стоянке машину и ехал забирать ребят в центр, но выяснилось, что в гараже забыли кое-какие вещи, да и по мелочам кое-чего купить забыли. Поэтому, нарезав круги по городу, из Сум мы выезжали не в запланированные 5-30, а уже ближе к 7-ми, а учитывая, что участок дороги Белополье - Рыжевка был достаточно убитым, сделать марш-бросок назад в Белополье, чтобы там оставить машину, мы уже явно не успевали. Поэтому напрашивалась реализация плана Б с решением вопроса стоянки у местного населения в Рыжевке, но при этом с достаточно неудобным вариантом обратного забирания машины, так как в пути за ней приходилось бы делать несколько пересадок. Но других вариантов, увы,  не было, тем более что за стоянку у местной бабули отец договорился быстро и легко.

Следующей проблемой был дождь, который пролил всю ночь и это поставило под сомнение доезд машиной к самому берегу реки, ведь от Рыжевки до Сейма нужно было еще преодолеть около 3-х километров. Конечно, в запасе был вариант нанять телегу с лошадью, которых в Рыжевке хватало, но преодолев несколько стремных мест с грязью мы все таки своим ходом, покружив по полям в поисках дороги, к 8-30 были уже на берегу реки Сейм, которая порадовала нас кристально-чистой водичкой и быстрым течением.

Разгрузившись, я с отцом поехали в село ставить машину, тем временем Дима с Шуриком паковались и накачивали лодки. Все эти дела мы сделали достаточно оперативно и уже к 10-ти с копейками приступили отмечать приезд и перекусывать перед отплытием, предварительно как положено задобрив водяного!

Хоть посиделки долго и не затягивали, пока погрузились по лодкам, выплыть нам удалось только около 11-15. Первым пошел Шурик, за ним практически синхронно мы с отцом.

Не успели выплыть и сделать первые забросы, как нам уже кричал Шурик, стоявший на якоре и ожидающий нас. Это могло значить лишь одно - он уже разловился, и как следствие - нужно отметить поимку первого хвоста "по крови". Первая рыбка была небольшим малышом голавликом около 100 грамм, которого Шурик поймал нахлыстом, но тем не менее традиции есть традиции.

Да, забыл несколько слов сказать о снастях, которыми мы рыбачили на этом сплаве. Я уже традиционно для длительных сплавов вооружился своим любимым универсальным комплектом - Фаворит Варитой с тестом 5-16 грамм, катушкой Фаворит Сапфир 2000-кой и 6-либровым шнуром Санлайн Супер ПЕ 8-Брейд. Брат рыбачил твичевым Фаворит Синапсом 3-12 грамм, с такой же катушкой как у меня и шнуром Санлайн Супер Брейд 5 6 лб. Отец рыбачил двумя комплектами - лайтовым Рич Спорт Хантером 3-12 грамм с Дайвой Реврос 2500 и среднетяжелым Дайва Инфинити Ку-Джиггер. Шурик рыбачил нахлыстовым удилищем, производителя увы не помню.

У нас в первые минуты рыбалки рыбка активность не проявляла, но вскоре через полчасика свое присутствие обозначили окушки, сначала у меня, потом и у Димы.

Частенько попадались и малыши, но радовали порой и упитанные окушата весом более 150 и 200 грамм. У меня они охотно отзывались на Усами Шикиму, у Димы на Чаббики в разных расцветках. Попадался время от времени и голавлик, но, как ни странно, достаточно редко и весь мелкий, преимущественно в пределах 100 грамм и даже меньше, поэтому весь топился. Поклевывал он и на Шикиму, но лучше другого, конечно, на микроколебалочки. У Димы работала Кокетка, у меня селектовская Гамма.

Чуть лучше, нежели у остальных, голавль поклевывал на нахлыст у Шурика, но лишь редкие особи дотягивали до 200 грамм, поэтому хоть к вечеру Шурик и поймал более десятка, его кукан к ужину был пуст.

У нас же не брезговали колебалочками и окушки, которые влетали на них вперемежку с голавлятами.

Окунь сегодня явно был активен, поэтому вообще в целом жаловал разные приманки. Иногда удивлял и влетал на твич достаточно крупного 115-го Маг Сквада, иногда очень бойко реагировал на миниматюрные волкерочки, как например Усами Энпитсу.

Сегодня решили на обед не становится, так как выплыли уже ближе к полудню и перед отплытием хорошо подкрепились. Погода тоже этому способствовала - была солнечной, нежаркой, ветерок был умеренным и особенно сплаву не мешал. Места вокруг тоже выглядели перспективно, рыбка хоть и некрупная также своими поклевочками радовала регулярно.

Больше других сегодня отличился отец. Он изначально экспериментировал на разные приманки, но когда переключился на Мустанг Миноу от Страйк Про, то нашел сегодняшнего Джокера, который принес ему немалое количество поклевок и достойный улов. Так отцу удалось поймать парочку щучек - одну килушку, вторую чуть более 600 грамм, еще одна килушка сошла у самой лодки. Кроме этого отец поймал пяток окушков приятного размерчика от 150 до 200 грамм и 400-граммового язька. Были и голавлики, но все такого же размера, как и у нас, поэтому благополучно отпускались.

Узнав, что у отца клюет на Мустанга, Дима решил попробовать в деле тоже минушку, ну чуток меньшего размера - Ю-Зури Л-Миноу 44 и не прогадал, поймав практически одновременно с отцом щучку до полкило, которую решил отпустить, так как к сытному ужину у нас уже было рыбки с перебором.

Время потихоньку близилось к половине 7-го вечера, хоть солнышко еще и не садилось, но пора было приглядываться к месту для ночевки, тем более, что по маршруту встретили по левому берегу замечательную свободную беседку, которую грех было пропускать. Рядом на хорошем месте отдыхали хозяева этой беседки и они без проблем разрешили нам обосноваться и переночевать здесь, поэтому мы не раздумывая стали разгружаться и разбивать лагерь.

У нас с Димой сегодня улов был скромнее, чем у отца, но тем не менее приятные окушата нас тоже порадовали и были весьма кстати к запланированной на ужин ухе, которую традиционно готовил Шурик по своему знатному рецепту.

Так как рыбки было сегодня в достатке, по опыту предыдущих сплавов для разнообразия ужина часть улова решили еще запечь в фольге. Вышло как всегда вкусно и аппетитно, и весьма кстати, учитывая тот момент, что по своей неосторожности, рассыпая уху по тарелкам, я умудрился опрокинуть котелок, и добрую половину ухи вывернуть на стол и на штаны Диме. Но даже не смотря на этот казус, настроение в первый день сплава было отличным и мы хорошо посидели в беседке за ужином. Беседка вечером тоже была к месту, так как после 11-ти начал капать дождик, который продолжился до самого утра.

ДЕНЬ 2-й - 25 июня - за Рыжевкой - за Мануховкой - проход 4 км
Во второй день изначально проснулись около половины седьмого. Еще моросил дождик, поэтому решили отсыпаться до 9-ти с копейками и уже когда дождь сошел на нет вылезли из палаток и принялись заниматься готовкой завтрака. Так как дрова вокруг были изрядно сырыми, решили не заморачиваться и овсянку с чаем на завтрак приготовили на нашей новой газовой горелке.

Завтракать сели около 10 с хвостиком. К этому времени проснулся и хорошо выспавшийся Шурик. Позавтракав овсянкой,  чаем и бутербродами стали потихоньку собираться и выплыли в сплав дальше уже после 11-ти, так как немало времени ушло на просушку мокрых от дождя палаток.

Погода была в этот день поутру пасмурной, казалось дождь может пойти в любой момент, но ближе к обеду начало понемногу распогоживаться...

Дима, как и вчера вечером решил продолжить ловить на Л-Миноу 44 с надеждой на щучку, но та не отзывалась, зато уже на первых забросах отозвался мелкий, такой же как и вчера ,голавлишко. За ним попался и второй такого же порядка, попался и один окушок.

Я же, увидев, что такое дело, со старта вооружился микроколеблом и тоже поймал голавлика. Казалось, сейчас будет клев, но не тут то было, рыбка поутру вовсе пассивничала и поклевками радовала крайне редко...

Зато взор радовали замечательные сеймовские пейзажи и особенно заливы, устланные коврами белых лилий, впечатлающих своей красотой...

А время потихоньку подходило к 15-00. Мы прошли всего несколько километров и приблизились к селу Мануховка по правому берегу. Здесь по плану мы собирались сходить дозатарить запасы питьевой воды, а также кое-чего докупить в магазине.

Так как место было отличным, с хорошим выходом и столиком в тени деревьев, здесь решили и приготовить обед, дабы не терять время пока отец с Шуриком ходили в магазин. Сегодня на обед у нас были макароны по-флотски, которые к приходу отца и Шурика были практически готовы.

Пообщавшись с местным населением обратили внимание на интересный момент, что села расположенные по левому берегу Сейма - украиноязычные (Рыжевка, Старые  Новые Вирки, Пески, Клепалы и т.д.), а те, что по правому - русскоязычные (Мануховка, Чаплищи). Видимо когда-то давно река Сейм была границей, поэтому и наблюдаются такие этнические особенности.

К 16-00 обед был полностью готов и мы, хорошо подкрепившись, немного отдохнули и оперативно стали собираться в путь дальше, пустив вперед отца и сделав небольшой разрыв между лодками.

По пути встретили интересное сооружение - вполне действующий паром, который регулярно переправлял людей и транспорт из одного на другой берег. Возле парома постоянно дежурил паромщик, который также не упускал возможности в перерыве между переправами порыбачить.

Сказать, что к вечеру клев активизировался, было нельзя. У меня вообще клев сегодня не задался. Диму же иногда радовали поклевками мерные окушки, некоторые из которых переваливали за 200 грамм. И вновь полосатым по вкусу больше всего приходился волкерок Енпитсу.

К 19-00, пройдя всего несколько километров после обеда, заприметив симпатичную беседку, похожую на вчерашнюю, Шурик с отцом начали настаивать, чтобы здесь оставаться на ночевку. Мы с братом еще хотели немного проплыть, но посмотрев, что место действительно классное, решили все таки тоже, что на ночевку останемся здесь. Как позже выяснилось место имеет свое название "Пылыпивка". Единственным минусом было присутствие шершней в беседке, которые строили свое гнездо, хорошо, что неприятностей они нам, слава Богу, не доставили.

Пока отец с Шуриком разбивали лагерь и готовились к предстоящей жарке рыбы, мы с Димой еще немного решили порыбачить по месту, сначала пробовали твичить минухи  найти щучку, но безуспешно, поэтому перешли на джиг. Сперва Диме удалось на жакаловского Вектор Бага уговорить окушка, потом мы сплавились к ближайшей ямке, нашли бровочку и начали стучать ее джигом. На 2-х дюймового Свинг Импакта поклевки последовали сразу же, но окуньки постоянно срывались, поймать удалось лишь одного. А солнышко клонилось к закату и пора было двигать к лагерю, жарить рыбку и ложиться спать.

Около 21-30 мы с Димой также поставили лагерь и принялись заниматься вместе с Шуриком жаркой рыбы, которой сегодня было не так уж и много, по сравнению со вчера, сегодня клева не было вовсе... Мало того с жаркой пришлось помучиться, так как после вчерашнего дождя все дрова были сырыми и костер горел лишь с помощью постоянного поддувания насосом. Традицию "разливания" сегодня поддержал Шурик. После вчерашней ухи, сегодня уже Шурик умудрился опрокинуть и разлить бутылку подсолнечного масла.

Поужинав уже после полуночи, ближе к часу ночи разошлись по палаткам спать с надеждой, что завтра клев рыбки нормализуется и к запланированному к ужину тушению в овощах мы что-то поймаем.

ДЕНЬ 3-й - 26 июня - за Мануховкой - Пески
В третий день я решил проснуться на зорьке и поплавать по месту, попытаться найти зубастую, тем более утро, несмотря на прогнозы погоды, было тихое и солнечное...

Как я не старался, попытки поймать зубастую были тщетными. Правда однажды в заливчике на кислотного страйкпрошного Инквизитора выскочила щучка, но так и не взяла, а также из запоминающегося была едва не потеря Магсквда и снова "спасибо" укрспиновской струне, которая как всегда ломается в месте скрутки... Каким то чудом воблер не успел потонуть...

Попытки что-то поймать на джиг утром также успехом не увенчались, окушки гораздо лучше реагировали на поверхностные волкера, но поймать удалось лишь одного, около 100 грамм, который позарился на Жакал Чабби Пенсил.

На обратном пути решил немного пройтись в троллинг и с надеждой на окуня в качестве приманки поставил Чаббика, но тот спровоцировал на поклевку небольшую 200-граммовую щучку, которая отправилась обратно домой.

Свой утренний заплыв я закончил к половине 8-го. Тем временем уже все проснулись и принялись за готовку чая и бутербродного завтрака. Кроме того, погода вопреки прогнозу начала портиться... Кроме того, что здорово усилился ветер, как и обещал к слову прогноз, небо еще заволокло облаками и периодически стал пускаться небольшой дождик, то усиливаясь, то прекращаясь.

Напротив нашего места по противоположному камышовому берегу явно активизировалась на перемену погоды щучка, обозначая себя громкими всплесками то там, то тут. Нам с Димой хотелось побыстрей выплыть и попасть на щучий выход. Отец колебался выплывать или нет, а Шурик вообще сомневался стоит ли выплывать по такой погоде и предлагал устроить дневку с преферансом, ведь если сейчас идет дождь, то чего же ожидать после обеда, ведь с 15-00 все прогнозы передавали ливневые дожди и грозы...

Так мы с Димой несколько раз то отчаливали, то возвращались обратно под усиливающийся дождь, но к 10-00 вроде небо чуть просветлело, и мы решили сплавляться дальше уже основательно. Особого энтузиазма еще добавил сход полкилушной щучки у Димы, взявшую на 95-го Сквада. Щучка сошла банально из-за того, что хотели заснять ее вываживание на камеру и дали слабину. Зато это явно свидетельствовало, что щучка активна.

В том заливчике, где у меня утром был выход щуки решили немного притормозиться, подождать отца с Шуриком и попробовать поджиговать, тем более там была замечена активность окуня. На все того же Свинга в фиолетовой расцветке полосатый отреагировал сразу же!

Только поймал этого окушка, как на следующем забросе последовала новая поклевка и сопротивление поприятнее. Думал, что там бонусный окунь, а оказалось - это щучка, не побрезговавшая 2-хдюймовой приманкой. В зубастой было почти полкило. Конечно это не трофей, но после вчерашнего клева - это уже было что-то...

Так мы потихоньку двигались в направлении села Новые Вирки. Дима больше рыбачил на волкера, точнее на свой проверенный Усами Энпитсу, на который попадались мелкие голавлики вполне мерные окунишки.

Я с гораздо большим большим успехом ловил окуней джигом на все того же 2-х дюймового Свинга, а когда начал подыматься ветерок, также как и брат, переключился на свой волкерок Жакал Чабби Пенсил, который тоже полосатым приходился по вкусу.

Так мы преодолевали километр за километром. Окунь утром клевал отменно. Попадался он как у меня с братом, так и у отца. У Шурика тоже поклевывало, но это были все те же малыши голавлики. Так к полудню у нас в актив уже было более полутора десятка окуней и щучка, что сулило вполне аппетитный ужин. Ближе к часу дня солнечная и тихая погода стала постепенно становиться жаркой, потихоньку начал подыматься встречный ветерок, усиливающийся каждые четвертьчаса... А в заливах по маршруту, как и прежде, красовались очаровательные белые лилии.

Так к 13-00 уже большей частью подгребаясь мы дошли до впадения в Сейм реки Вир, а также селу Новы Вирки. Отец уже шел первым, поэтому решил заплыть в устье Вира и проверить его на наличие щучки. Что интересно свою поклевку зубастой он там дождался, но реализовать ее так и не удалось. Мы тоже полчаса посвятили с Димой Виру, но нам он к сожалению поклевок не принес вовсе.

Да и вообще, если говорить откровенно, то участок Сейма вблизи Вирок нам понравился не особенно - берега практически везде голые, свободные от растительности, поросшие камышом, а береговая бровка напрочь заросшая травой... В таких местах единственная рыба, которую можно было искать со спиннингом  - была щука, но не в это время дня и не в это время года... Поэтому львиную долю этих мест, учитывая ко всему немалый встречный ветер, мы прошли на веслах. Шурику с нахлыстом, жуками и ориентировкой на голавля здесь вообще было делать особо нечего, поэтому он нас быстро догнал на веслах.

Мало того, что было жарко, начало достаточно сильно парить. Явно пахло ливнем после обеда, как и передавал прогноз погоды. На одном из пляжей, не доходя буквально километра до Песок, решили сделать остановку на купание. Хоть сегодня и было 26 июня, в этот день я открывал сезон купание, начало лета было отнюдь не жарким...

А дело шло к значительной перемене погоды. Ветер перевалил более 7 м/с и подымал на воде, учитывая открытые берега Сейма в этих краях, почти морские волны и здорово мешал плыть даже на веслах, ведь дул с запада - четко нам в лицо.

Так к 16 с копейками мы дошли до окраины села Пески. Пора было становиться на обед, хотя вообще по плану у нас было найти такое место для обеда, где можно бы было сразу и разбить лагерь для ночевки ведь прогноз с 15-00 и до глубокой ночи был неутешительным.

И действительно прогноз оправдался. С запада с быстрой скоростью двинуло грозовое облако, которое едва нам дало причалить на ближайшем выходе, спрятать под лодкой вещи, а самим скрыться под дождевиками и зонтами. Ливень грянул внезапно, но прошел достаточно быстро.

Было ясно, что дождь на сегодня не последний, но место было тоже далеко не лучшим, поэтому обед решили сделать оперативным - заточить с хлебом банку тушенки, нарезать по быстрому бутербродов и отправиться на веслах в поисках места, как нам хотелось - с беседкой, чтобы укрыться от дождя, ведь мы были в черте села, а ранее по маршруту таких мест было вдоволь...

Но все случилось далеко не так, как бы нам этого хотелось... Едва выплыли, как нагрянула новая туча и новый ливень накрыл нас уже на воде. Он нас немного намочил, но все таки удалось кое-как спрятаться под ветками и укрыться от стихии, а вот следующий ливень, который грянул минут через 20 промочил нас уже основательно, здесь нс не спасли ни зонты, ни дождевики, ни густые ветви деревьев...

По окончанию этого ливня мы уже были готовы причаливать разбивать лагерь и сушиться на ближайшем выходе, которых как назло мы не встречали, хоть и плыли фактически по селу, если смотреть по карте. Ближе к 19-00 Шурик таки нашел выход и место без беседки, но со столиком. Конечно больше хотелось беседку, но ее не было, поэтому Шурик решил пробежться по берегу в поисках места, так было бы уж точно быстрее, нежели на веслах. Место с беседкой он, конечно, нашел, но даже не смотря на такую паршивую погоду - оно было занято... Да и с запада вновь начало греметь, поэтому не дожидаясь Шурика мы начали разгружаться и со скоростью света разбивать лагерь.

К началу нового дождя, который в этот раз уже зарядил явно надолго, мы вполне успели. Успели разбить палатки, спрятать вещи, переодеться в сухое да и самим спрятаться, ведь вымокнуть до нитки основательно и заболеть не хотелось вовсе.

На этот раз дождь лил более часа, он не был таким проливным, как предыдущие, но зато более затяжным и противным. Явно, не смотря на то, что улов у нас был вполне ничего сегодня, тушенную рыбу приготовить было не суждено. Шурик с отцом и вовсе завалились спать. Нам с Димой в начале 9-го спать не хотелось, поэтому по окончанию дождя мы вылезли из палатки, нашли в лесу немного дров и собравшись с силами начали мучиться с костром и пробовать приготовить уху. Вскоре к нам присоединился и отец.

Наши старания  не были напрасными, поэтому к 23-00 мы приготовили замечательную наваристую уху по нашему традиционному рецепту, которому нас учил отец. Своим вниманием нас сегодня весь вечер радовал местный серый котяра, который вполне прилично накушался рыбьих потрохов и голов к ужину.

Шурик к ужину так и не вышел, так как к готовности ухи уже спал глубоким сном, поэтому мы его тревожить не стали и поужинали втроем, оставив ему настоявшейся ушички уже на звтрак.