вторник, 22 августа 2017 г.

2017 - ТРЕТИЙ ФИНАЛЬНЫЙ БОЛЬШОЙ СПЛАВ СЕЗОНА. ДЕСНА. ПУТИВСК - ПРИДЕСНЯНСКОЕ - 8 ДНЕЙ СПЛАВА. 11-18 АВГУСТА. ЧАСТЬ 1

р. Десна

11-18 августа 2017 года

Путивск - Придеснянское - 72 км - 8 дней

КРАСОТАМИ МЕЗИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

ЧАСТЬ 1 (продолжение читайте в ЧАСТИ 2 и ЧАСТИ 3)

Как и в минувшие годы для финального августовского длительного сплава вновь выбрали уже полюбившуюся реку Десна. Маршрут в это раз как бы напрашивался сам собой. У нас был оставался непройденным участок Десны между селом Путивск, где мы закончили сплав в прошлом году и  мостом близ села Придеснянское, где мы начинали наш сплав в 2015 году. Участок составлял около 72 километров и как раз комфортно вписывался в запланированную неделю сплава. Наш сплав вроде как был в это раз 8-дневным, но первый и последний дни мы сплавлялись буквально по несколько часов, так как это были дни приезда и отъезда, поэтому у нас в запасе было полных лишь 6 ходовых дней.

Состав нашей команды на августовский сплав уже 3-й год подряд был неизменным - мы с братом Димой, на отец и Шурик. В этот раз обещал присоединиться и Серега Дейкун, который сплавлялся вместе с нами в мае по Пслу, но у него снова не срослось из-за домашних забот, поэтому компания была неизменной.

Поездку запланировали на 2-.ю декаду августа, чуть пораньше, чем всегда, с оглядкой на благоприятный бездождливый прогноз погоды и с учетом того, что как раз все были одновременно в отпуске. Но хоть и не было дождей, по прогнозу стояла невыносимая жара, которая прожарила нас практически весь сплав.

Выезд запланировали на пятницу - 11 августа в обеденное время где-то ориентировочно к 13-00. К этому времени как раз должен был подъехать Шурик из Полтавы, а мы упаковаться в машину, скупиться и загрузиться...

ДЕНЬ 1-й - 11 августа - дорога Сумы - Путивск - 210 км.
Проход сплавом - Путивск - Пироговка - 3 км.
Вот и насупило солнечное и жаркое утро нашего первого дня сплава, точнее скорей не сплава, а сборов и дороги. Шурик выехал из Полтавы рейсовым автобусом в 7-50 утра и уже к 12-10 по графику был на сумском центральном автовокзале, где мы и должны были его забирать по пути. В виду многих причин полностью скупиться по продуктам накануне мы не успели, поэтому львиную их долю покупали уже утром в день отъезда. И так как скуплялись отдельно мы с отцом и Дима, то конечно же кое-что забыли, но об этом чуть позже. Казалось, что там скупляться в супермаркете и на рынке, делов максимум на час, но затянулось это все надолго. Мало того отцу нужно было еще на шиномонтаже сделать колесо, мне заскочить в рыболовный магазин за поводками и силиконками на планируемого судачка, а также купить подарок имениннику Шурику, который вновь справлял свой День рождения на сплаве. В общем на автовокзал за Шуриком мы подъехали аж к часу дня, опоздав почти на час.

Достаточно оперативно погрузившись, отправились в путь. Миновав Белополье, Путивль, Глухов и Шостку, чуть раньше 17-00 были на месте и разгружали вещи. Пока отец поехал договариваться с местным населением о стоянке машины, мы накачивали лодки и накрывали на стол, чтобы перекусить и отметить приезд на сплав.

Поставить в Путивске машину оказалось не так просто, то у людей места не было, то ворота не открывались, но отец в этом деле опытный, поэтому машину он таки поставил и уже чуть раньше чем через час пришел к нам. Мы за это время успели накачаться, я нарезал колбасы и помидоров и... не обнаружил хлеб. Изучив продуктовые пакеты также я не обнаружил картошку. Вроде как я Диме говорил, чтобы он купил эти ингридиенты, а он то ли не услышал, то ли я все таки забыл ему сказать. Ну в общем на этой почве у нас с братом возник скандал чуть ли не до драки. На наши крики обратили внимание отдыхающие и предложили свозить нас за хлебом в Пироговку, за что им огромная благодарность!

В общем к 18-15 мы уже приготовили бутерброды и сымпровизировав между лодками столик, сели отмечать приезд.

По обыденности отмечание приезда затянулось до 19-00, поэтому вечернее отплывание было скорее символическим, нежели рыбацким, ведь первостепенной задачей была не рыбалка, а поиск подходящего места для ночевки, так как стоять на ночь у трассы вовсе не хотелось.

Спиннинги, конечно, все таки собрали и побросать их намеревались. Сегодня, да в принципе и на весь сплав, я вооружился своей универсальной Фаворит Варитой с катушкой Фаворит Сапфир 2000 и шнуром 8-жильным 6-либровым шнуром Санлайн Супер ПЕ, Дима рыбачил неизменно на протяжении всего сплава своим универсальным Фаворит Синапсом Твитчинг Спешиал 3-12 грамма с такой же катушкой, как у меня   и шнуром Санлайн Нью Супер ПЕ на 4 лб. Отец в первый день вооружился только легким комплектом - спиннингом Рич Спорт Хантер 3-12 грамма с катушкой Дайва Реврос 2500, Шурик сегодня рыбачил нахлыстом, хотя в этот раз взял и свой спиннинговый комплект - лайтовый Сент Крой Триумф с катушечкой СПРО Ред Арк.

Первые забросы показали, что рыбка капризная и клевать почему-то отказывается, но за часок с лишним и Шурик на нахлыст, и мы с Димой на спиннинг своих поклевок дождались. Шурику попался один малыш голвлик, Диму на Усами Шикиму порадовал тоже лобастый до 200 грамм, которого Дима решил отпустить. Я же отличился чуть лучше других и помимо 200-граммового голавлика, позарившегося на Жакал Паникру МР, еще поймал деснянского окушка, который взял на моего фаворита прошлогоднего сплава - воблерок в кислотной расцветке Усами Кира.

Все места вокруг были заняты отдыхающими, но к 20-30 мы все таки нашли неприметный выход с более менее уютной поляной, где и решили причаливать и базироваться на ночевку.

Сегодня ужин у нас по традиции был вкусным и аппетитным. Так как заезжали с вечера, то взяли с собой шашлык (на поимку за пару часов достаточного количества рыбы для ухи особо не рассчитывали) и хорошо посидели за разговорам у костра до глубокой ночи.

Ночью около 2-х часов произошел не совсем приятный случай - какие-то не совсем трезвые судя по всему ребята на УАЗе ломились на наше место. Когда увидели, что место занято, стали разворачиваться и чуть не переехали наши палатки. Нашему возмущению не было предела, но они быстро уехали и мы спокойно улеглись спать дальше.

ДЕНЬ 2-й - 12 августа - Пиороговка - Горки - проход 7 км
Во второй день утром первыми проснулись мы вдвоем с отцом, Дима через полчаса за нами, Шурик по привычке отсыпался до победного. Погодка уже с самого рання была жаркой, солнышко ощутимо припекало и уже в 7-30 утра хотелось купаться в реке.

Комфортность купания в Десне, конечно, здорово уступала родному Пслу и особенно Сейму. Вода в реке была мутной как в Амазонке и мало того дно было илисто-глинистым вперемежку с разного рода ракушками. В общем что там говорить, а заходить в реку, честно говоря, было противно, ноги уходили в муляку чуть ли не по колено и даже на пляжиках о твердом и безракушечном дне можно было только мечтать. Зато водичка была теплой и приятной для купания, поэтому важно было зайти подальше и комфортно плавать.

На завтрак сегодня приготовили овсяную кашу со сгущенкой и чай с бутербродами и около 9-30 принялись за трапезу. Шурик в это время только вылез из спальника и тоже готовился присоединиться к нам. У нас к этому времени уже все было собрано.

Предварительно искупавшись еще разок в реке, отчалили чуть раньше 11 часов, когда жара уже господствовала вовсю. Естественно рыбка почти не отзывалась. По плану был проход одного километра и остановка около моста, дабы сходить в магазин, купить картошки и хлеба на весь предстоящий сплав. На пляжик около моста, так ничего и не поймав, все вместе причалили в 11-30. Отец с Шуриком отправились в магазин и задержались там практически на добрые 2 часа. Нас это заставило понервничать, зато мужики хорошо отдохнули, опрокинув не один бокальчик разливного освежающего пивка, которое продавалось в магазине.

В дальнейший путь выдвинулись ближе к половине второго, пересекли автодорожный мост в Погореловке и пошли вниз по течению в направлении ж/д моста. Что интересно на этом участке течение на Десне практически остановилось, поэтому скорость сплава была крайне низкой.

Шурик в этот раз перестроился на спиннинг, а в качестве приманки поставил своего любимого жакаловского Чаббика. Это ему принесли плоды. Ниже моста ему удалось уговорить парочку щупачков, один из которых был 150-граммовым малышом и отправился домой, а вторая была околополкилушкой и была очень кстати к запланированной на ужин ухе.

Миновав мост, и у нас с Димой начались хоть и редкие, но поклевки. Вновь на Усами Киру меня порадовал вполне мерненький окушок, который был тоже весьма кстати к ухе, но умудрился выскользнуть из рук и уплыть домой.

Не оставил без внимания Киру и голавлик порядка 300 грамм.

Время на часах приближалось к 3-м часам дня. Вокруг было много отдыхающих, поэтому завидев по правому берегу вполне неплохой выход решили сделать остановку на купание, а так как уже и голод чувствовался, то одновременно и на обед.

В тенистом месте приготовили на обед макароны с тушенкой и салат из свежих овощей, здорово подкрепились, отдохнули полчасика и ближе к половине шестого отправились в путь дальше.

Места по маршруту были вовсе безперспективными, по обеим берегам были голые берега, заросшие травой, река была широкой, течение почти отсутствовало, поэтому львиную долю маршрута приходилось проходить на веслах Мало того моторные лодки проносились каждые 5 минут, если не чаще. Тем не менее на новенький Усами Пурин мне удалось заработать поклевочку небольшого окушка и тем самым разловить воблер.

Ближе к 18-00 прошли причал Пироговской лодочной станции и потихоньку приблизились к ж/д мосту через реку Десна. Здесь течение практически полностью остановилось. С нашей точки зрения места выглядели вовсе безперспективно, поэтому мы уже прогребались на веслах и присматривались к местам для ночевки...

Отец шел впереди, он нас обогнал, так как с оглядкой на бесклевье решил пару километров пройти в троллинг. На одном из мест около 19-00 отец тормознулся и предложил здесь останавливаться на ночевку. Я же предложение отверг, так как мы уже здорово отставали по километражу, но в последствии пожалел... Солнце уже закатилось за горизонт, а мест для ночевки по маршруту все не было...

Уже ближе к половине 9-го причалили на не совсем удобный выход с неровным спуском от воды, но темнело на глазах, поэтому искать альтернативу уже не было времени. Мы стояли как раз рядом с входом в Десну озера Прорва. Отец и Шурик на меня были злые и поначалу даже хотели лечь спать и уху не готовить, но все таки к 21-00 все успокоились, остыли и принялись за готовку. Уха в исполнении Шурика как всегда вышла замечательной и мы вновь сидели у костра до глубокой ночи.

ДЕНЬ 3-й - 13 августа - Горки - Петровские Редуты - проход 7,5 км
В третий день я вновь проснулся первым. Солнце восходило как раз четко напротив входа в нашу палатку. Сначала было очень восхитительно наблюдать, как на твоих глазах над горизонтом подымается зарей солнышко, но потом это солнышко начало так палить в палатку, что в 7-30 мы с Димой уже быстренько оттуда ретировались, отец проснулся почти одновременно с нами, Шурик около 8 утра тоже вылез из палатки, но перебазировался досыпать на каремате внизу возле реки в тени.

Хоть я и проснулся около 6-ти, на утреннюю рыбалку не выплывал, а решил заняться ремонтом лодки, которая заметно спускала и заставляла подкачиваться каждые несколько часов...   Сколько я не мучился с тем местом, которое спускает, так ничего током и не получилось, все равно воздух находил на шве точку, из которой ему травить...

На завтрак сегодня с готовкой не морочились, решили обойтись чаем и бутербродами, готовкой которых занимался отец, пока я занимался лодкой, а Дима собирал палатку и вещи.

Хоть вроде и проснулись рано, и собрались оперативно, и завтрак у нас был скромным, выплыть удалось лишь после 10-ти часов. Первым пошел отец, за ним мы, замыкал команду Шурик, который после завтрака еще полчасика досыпал, но потом как-то очень быстро собрался и практически догнал нас.

По вчерашнему примеру Шурика я тоже решил вооружиться Чаббиком, оказалось не зря, первым сегодня меня порадовал голавлик почти на 400 грамм, охотно взявший приманку. У отца и Димы пока не клевало, да ну и в планах был проход полутора километров и поход в село Горки за водой.

Предварительно искупавшись, за водой отправились мы вдвоем с Димой. Путь к селу оказался недолгим. Кроме того, что мы набрали водички, еще и купили у людей парочку килограмм картошки, дабы приготовить ее на обед да ну и с учетом на будущее приготовление ухи. Картошка в этом году у людей отменная, размером более чем с кулак. Пока мы ходили около 40 минут нас догнал и Шурик, который рыбачил мало и дошел к нам практически на веслах. Здесь мы искупались и пошли дальше рыбачить, а также уже присматриваться к местам для обеда.

Так как стояла жара, рыба пассивничала и на наши приманки не отзывалась. Около 15-00 на месте с не совсем удобным глинистым крутоватым выходом тормознулись на обед. Замечательное место со столиком и пляжиком чуть выше нашего буквально за 10 минут до нас заняли обогнавшие нас байдарочники.

На обед приготовили жиденькую картошку с тушенкой, которая походила на суп, а также традиционный салат из огурцов и помидоров. Вновь спешки у нас не было, выплывать  на жару особо не торопились, поэтому кушали в теньке не спеша и потом еще полчаса отдыхали.

После обеда первыми выплыли мы с Димой около половины 6-го. Жара потихоньку спадала и рыбка сала проявлять свою активность. Почти сразу же, едва мы выплыли, меня порадовал небольшой 300-граммовый жерешок на Усами Киру.

Хоть места с виду и были не особо перспективными, с преимущественными меляками и камышом, рыбка периодически отзывалась на Киру. Это была и небольшие окушки и маленькие щучки. Наконец-то первые рыбки отозвались и у Димы на Шикиму.

Так мы постепенно приближались к первому интересному живписному ландшфту на нашем маршруте, известном под названием Петровские Редуты - высокому песчаному сосновому обрыву по правому берегу.

На подходе к Петровским Редутам течение заметно ускорилось, мало того порожняковые безсперспективные места сменились на интересные обрывчики, коряжки, нависшие над берегами ветви деревьев и кустов. И здесь наконец-то на этом сплаве понеслось! Первым шел отец, за ним мы с Димой и крайним Шурик, вновь переключившийся на нахлыст. И у всех в этом коридорчике было множество поклевок голавля, который охотно отзывался у отца и Димы на Шикиму, у меня на неизменную Киру, у Шурика соответственно на нахлысовых жуков. Так все вместе с участка протяженностью метров 200-300 мы сняли до десятка голавликов средним размером 250-500 грамм. К слову, здесь отец наконец-то в третий день сплава поймал свою первую на сплаве рыбу.

Но голавлиный коридорчик так же быстро закончился, как и начался. Мы вплотную подошли к обрыву Петровские Редуты, да и по времени пора было присматриваться к месту для ночевки. Вроде неплохая полянка была непосредственно возле обрыва, но Дима пробежался метров 500 и нашел полянку поуютнее чуть ниже, куда мы и причалили к половине девятого.

Так как вечером все неплохо отличились по голавлю, то сегодня были с уловом и на ужин предстояла запланированная тушенная в овощах рыба.

Сделав большой костер и приготовив на углях отличный ужин, снова здорово посидели у костра на уютной поляне. Всю идиллию вечера немного нарушали шершни, которым не спалось и которые так и норовили заглянуть в гости к нам на стол. Спать опять разошлись поздно уже после полуночи.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (читайте в ЧАСТИ 2, ЧАСТИ 3)